
Каждый раз, когда операторы перезапускают тарифы, они рассказывают абонентам, что теперь-то они заживут по-королевски. К сожалению, все не так просто, и далеко не все понимают, что любое изменение тарифов всегда направлено на одну единственную цель: заработать больше денег. Давайте сегодня поговорим о тарифах, операторах и том, как избежать их ловушек.
На заре развития мобильной связи операторы чувствовали себя как лиса в курятнике. Связь была нужна всем, строительство сетей и поглощение локальных операторов шло как по маслу, денег в кассе оператора с каждым месяцем становилось все больше. Многие и не помнят времена, когда тарифы номинировались в долларах США, минута разговора стоила 20 центов, а все входящие были платными.
Все закончилось, когда регионов без связи не осталось. И вот тут началась первая волна конкуренции, благодаря которой мы до сих пор наслаждаемся одними из самых низких в мире тарифов на мобильную связь. Маркетологи операторов рассуждали вполне логично: сети уже построены, а значит, можно ронять цены, ведь больших вложений в инфраструктуру уже не понадобится. Как говорил Сергей Доренко, «так-то оно так, да трошечки ж не так». Первая ценовая война на уничтожение прошла тогда, когда о 3G мало кто знал. И уж точно никто не предполагал, что рынок мобильной связи превратится в полигон для гонки технологий со всеми его многомиллиардными инвестициями в частоты, сеть и удержание абонентов.
Именно в этот момент операторам стало понятно, что впереди долгие годы серьезных затрат, а тарифы мечутся где-то на уровне плинтуса. И началось то, что мы наблюдаем до сих пор. Изменение, оптимизация, обновление – называть это можно как угодно, но рост стоимости услуг связи потихоньку начал свое движение.
Этот рост не всегда очевиден. Дело в хитром подходе, который практикуют операторы уже много лет. Для того, чтобы увеличить выручку, вовсе не требуется в лоб повышать цены. Смысла в этом никакого, абоненты немедленно перейдут к конкурентам, а самому оператору придется одной рукой гасить негатив в информационном поле, а второй рукой отмахиваться мокрыми трусами от ФАС и других ведомств.
Поэтому оптимизация всегда направлена на небольшую – от двух до пяти процентов – группу абонентов. Именно она, можно сказать, будет страдать от изменений, но крайне важно сделать так, чтобы изменения принесли некую ценность другим абонентам. Например, в тарифе увеличивается квота мобильного трафика и уменьшается квота голосовой связи. Голосовой связью пользуется небольшая часть абонентов, она станет платить больше. А трафик нужен всем, хоть и тратят эту квоту далеко не все. И себестоимость трафика на порядки ниже себестоимости голосовых минут со всеми этими выплатами «Ростелекому» и прочим государственным кормушкам.
В последнее время стало модным пересматривать тарифы несколько раз в году, каждый раз отправляя текущие, уже подключенные абонентами, тарифы в «архив». А уже позже с этими архивными тарифами можно делать что угодно. Как это сделал МТС с тарифом для краснодарского края, который внезапно оказался чуть ли не у каждого жителя Крыма. Расчет оператора предельно прост – да, придется платить больше, но куда вы денетесь? Ведь наши абоненты инертны и к переносу номера прибегают чуть реже, чем никогда. И пусть министерство отчитывает об очередном миллионе абонентов, воспользовавшихся MNP, мы то знаем, что это одни и те же люди, бегающие от оператора к оператору в поиске лучшей жизни.
Если вы слышите, что ваш оператор меняет условия тарифа, не спешите рвать на себе волосы и строчить гневные комментарии. Присмотритесь, может вы входите в ту группу абонентов, для которых новые условия действительно принесут выгоду. Хотя, как показывает практика, таких с каждым годом становится все меньше.