Если у вас хорошее настроение, то я сейчас испорчу.
Тут вот какая штука... Если вы думаете, что в телекоме все хорошо, и никакие кризисы отрасли не грозят, то задумайтесь вот над чем:
1. Месяц минимум не будет продаж в секторе B2B. Планы у сейлзов летят по пизде. А это, на минуточку, 1/12 года. Я б даже сказал — 1/10. И существуют операторы, которые специализируются только в этом секторе. Вычитаем из доходной части 3-4%.
2. Собственно, B2B даже за месяц выживет не весь. А еще только начало года. Второй квартал покажет на сколько. Я думаю, половину в секторе SMB минусуем из бюджетов. Особенно, в крупных городах.
3. Нефть. Можно соглашаться, можно спорить, можно взять, и посмотреть различные отчеты, чтоб найти все цифры, но нефть это половина федерального бюджета и примерно 25% ВВП вообще. А есть еще смежники и поставщики. Цепочки поставок будут сыпаться за ними — нет нефти, нет покупки труб, не продажи металла, нет поставок угля (не буду в подробности — я не о том). Но денег экономике станет меньше. Телеком это производная ВВП в примерно 1,5%. Если ВВП упадет на 10% (я понятия не имею на сколько точно, но пусть для круглости), то телеком в след падает на сопоставимые цифры. Правим бюджеты, да.
4. "Тихая гавань" в виде госов. Ага. Но там другие проблемы сейчас. И бюджет внезапно становится дефицитным. Какие косты будут резать? Правильно — развитие. Ростелекому точно придется пересчитывать доходы. Остальным — сокращать бюджеты развития.
5. Остаются физики. НО. Тут есть аналогичные опасения. Да, пока наблюдается рост подключений — народу на "нерабочих днях" нужно чем-то заниматься. Но за счет чего? Правильно — за счет сокращения расходов на мобильный доступ. Пока это не очень заметно, но по мере того, как заканчиваются деньги, сначала будут сбрасывать "вторую симку". Потом перейдут на тарифы без интернета (зачем, если есть вай-фай дома?). А потом просто будут кончаться деньги и люди начнут считать каждую сотню рублей. И это на фоне необходимости расширения аплинков, ибо трафик таки растет...
А если заразу сдержать не удастся, то абоненты скоро начнут просто умирать, но это совсем какой-то апокалипсис рисуется.
В итоге, складываются не очень веселые перспективы. Думаю, пора пересматривать Б2Б-шные отделы. Резать маркетинг (нахера, если продаж не будет?) и почие косты. И сокращать бригады развития. Не бывает так, чтоб вся экономика падала, а отдельная отрасль при этом росла стремительным домкратом.
При этом, дела в телекоме будут идти, конечно, значительно лучше, чем в других отраслях. Авиаторы, туризм, общепит, спорт и оффлайновые зрелища уже лежат на боку. Скоро ждем закрытия бизнес- и торговых центров. Подъем будет только у логистов-доставщиков и медиков. Ну, как подъем... Просто перерасределение денег в потреблении, которое так или иначе будет сокращаться.
(я надеюсь, что моё плохое настроение не испортило вам субботы)