
❗Основные тезисы доклада руководителя #АссоциацияЧистаяСтрана Руслана Губайдуллина
✔Актуальные данные по реформе
Полностью перешли на новую систему обращения с ТКО 59 регионов. Там услугу оказывают 155 регоператоров. Ещё 11 субъектов, где работают 26 регоператоров, перешли частично. По старой системе работают 15 регионов, хотя там уже отобраны 20 регоператоров. Одновременно идут конкурсные процедуры.
В общей сложности к оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО приступил 181 региональный оператор в 70 субъектах страны. После того, как во всех субъектах завершится переход на новую систему, в стране будет работать 251 регоператор.
После того, как были приняты изменения, предусматривающие при определенных условиях отсрочку запуска реформы, в восьми регионах были расторгнуты 8 соглашений с регоператорами. В 13 регионах в отношении 33 зон деятельности региональных операторов заключены дополнительные соглашения о переносе сроков начала реформы.
✔Системные проблемы старта реформы
➡️Территориальные схемы
В большинстве утвержденных терсхем плохо проработаны статистические данные. В частности, не соответствуют действительности объемы отходов. Объекты размещения, на которые планируется направлять отходы, в некоторых случаях даже не включены в госреестр объектов размещения ТКО. Вызывает сомнение и математический аппарат, который лег в основу электронных моделей и который должен обеспечивать оптимизацию потоков отходов, а также расходов, связанных с обращением с отходами.
➡️Тарифное регулирование
Поступают сигналы о том, что органы тарифного регулирования незаконно исключают при установлении тарифов экономически обоснованные и подтвержденные в установленном порядке расходы региональных операторов. Тем самым создаются условия для их последующего банкротства.
➡️Санитарные правила и нормы
Необходимо в кратчайшие сроки принять новые санитарные правила и нормы.
Требуется
• предусмотреть возможность вывоза раздельно накопленных ТКО по мере их накопления;
• исключить норму о ежедневном вывозе смешанных ТКО (предусмотреть лишь ежедневный вывоз отходов в случае, когда контейнеры в местах накопления являются заполненными);
• сформулировать особенности вывоза ТКО для труднодоступных населенных пунктов, для районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, в том числе в случае отсутствия круглогодичного транспортного наземного сообщения от источников образования ТКО до объектов их захоронения;
• снять ограничения на количество контейнеров, которые могут размещаться на контейнерной площадке;
• снять запрет на удаление ТКО в ночное время.
По предварительным оценкам, введение новых санитарных прпвмл и норм позволит сократить транспортные расходы региональных операторов. В конечном счёте это приведёт к сокращению стоимости услуг для потребителей.
➡️ Персональные данные
У регоператоров есть сложности с получением базы данных потребителей.
Считаем необходимым ввести особый порядок предоставления персональных данных потребителей услуги по обращению с ТКО - без получения согласия на их обработку. Сейчас в случае отказа в предоставлении персональных данных, а равно при отсутствии согласия на их обработку, у регионального оператора отсутствуют основания в проведении действий в отношении таких данных, в том числе их внесение в ГИС ЖКХ.
➡️ Транспортирование
Правилами перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов установлена разрешенная максимальная масса или нагрузка на ось, превышение которых является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 12.21.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При оказании услуг по транспортированию ТКО загрузка мусоровозов ведётся из нескольких десятков контейнеров. При этом известным является только объем отходов, так как они на этом этапе не взвешиваются.