Size: a a a

Классическая музыка

2017 September 27
Классическая музыка
Рихард Штраус. Симфоническая поэма «Смерть и просветление»

Музыка передает страдания и умирание стремящегося к избавлению от  мучений героя, перед глазами которого  проходят неотвязные картины горя и счастья. Пароксизмы лихорадки, галлюцинации сменяют минорные аккорды просветления; чарующая тема флейт с ласковой печалью возвышается  над угнетающим, давящим настроением, пока внезапный удар в литавры  не развязывает дремлющие страсти. За просветлением следует изумительное угасание – великолепный образец лирически умиротворенного финала.
источник
Классическая музыка
источник
2017 September 28
Классическая музыка
Фортепианный концерт А. Скрябина, пожалуй, самое глубокое и философское произведение композитора, по совместительству – высшее достижение романтической музыки. Ткань концерта по-шопеновски воздушна и прозрачна. Она позволяет композитору доводить грани тем и орнаментов до исключительной зыбкости. Нервная трепетность и взволнованность музыки – оживляют и одухотворяют Концерт. Здесь чувствуется противопоставление утонченности и грандиозности, которые, как полагал Скрябин, откроют человечеству двери духовного мира.
источник
Классическая музыка
источник
2017 September 29
Классическая музыка
Кантату «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева  можно смело назвать подлинным «русским реквиемом». Также это первое произведение композитора, которое получило успех у слушателей и музыкальных критиков. В нем Танеев полностью раскрыл свой талант и мастерство, войдя в историю, как крупнейший русский композитор. «Вы написали превосходную кантату», – писал Танееву Чайковский. А в рецензии на петербургское исполнение Цезарь Кюи писал: «Наше искусство обогатилось произведением, оригинальным по колориту и выдающимся по достоинствам».
источник
Классическая музыка
источник
Классическая музыка
Говорят, что если вам не понравилось классическое произведение, то, возможно, вы просто слушали его в плохом исполнении. В классической музыке основополагающую роль играет интерпретация произведения, которая разнится от исполнителя к исполнителю. Одно и то же произведение в разных исполнительких руках может звучать совершенно по-разному. Например, дирижеру Клемпереру для исполнения «Пасторальной» Бетховена понадобилось на десять минут больше, чем Караяну. Бог и Дьявол, как известно, прячутся в паузах. Для примера, как «Лунная» соната Бетховена звучит в исполнении В. Ашкенази, и превращается в абсолютно иное произведение в интерпретации Гленна Гульда…
источник
Классическая музыка
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 01
Классическая музыка
Сегодняшний День музыки предлагаем отметить прослушиванием вершины и визитной карточки классической музыки – Девятой симфонии Бетховена. Многие композиторы-романтики пытались выйти из тени Бетховена и написать что-то столь же выдающееся в своей музыкальной карьере, а дойти в своем пути до 9-й симфонии, считалось связью с потусторонним. Это как сыграть в шахматы с самой Смертью… Даже появился миф о некоем «проклятии Девятой симфонии», после написания которой, композитор в скором времени умирал.
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 02
Классическая музыка
В Пятой симфонии Чайковский обращается к теме «вечных вопросов бытия» и в полной мере совершает религиозное высказывание о необходимости «броситься в объятия веры». За десятилетие между Четвертой и Пятой симфониями композиторская мысль Чайковского сильно изменилась, его все чаще стали волновать вопросы нравственности и греховности, а также романтизация темы смерти. В программе к Пятой симфонии Чайковский пишет: «Полнейшее преклонение перед судьбой...». Эта симфония о жизни и судьбе, роковых силах, мешающих человеку, и извечных его устремлениях к свету и радости. А возможно ли их достижение? Что происходит в её финале? Победа роковых сил или человека над судьбой? Эту загадку по сей день не могут разгадать лучшие музыкальные умы.
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 04
Классическая музыка
«Патетическая» симфония Чайковского – это течение жизни композитора, от детства, юности, общественного признания и, в конце концов, смерти. Многие композиторы-романтики обращались к темам судьбы и рока, но никто ранее не возводил в степень совершенного саму Смерть, как бы признаваясь ей в любви. В этом симфоническом «реквиеме» роковые мотивы всегда даны в абсолютном значении, и проходят через всю симфонию, говоря слушателю о том, что со смертью приходит высшая степень совершенства. Значение симфонии и ее мистический посыл, еще сильнее усилились с внезапной смертью Чайковского – через 9 дней после премьеры. Будто Смерть была так восхищена произведением, что решила забрать с собой его автора…
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 05
Классическая музыка
Многие узнают Шопена по первым нотам «Похоронного марша», другим не менее известным произведением является 12-й этюд (соч. 10). Это сочинение композитор написал в нелегкое для Польши время, а значит и для сердца Шопена. Ведь тема Родины – основная в творчестве автора. 12-й этюд – это романтическая буря эмоций, которая выражает энергию национально-освободительного движения в Польше против русского самодержавия, его надежды и трагическую судьбу... Позже Ференц Лист назовет этот этюд «Революционным».
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 07
Классическая музыка
Вагнер на подмостках русской революции
К началу мировой войны присутствие Вагнера в русской культуре было практически вездесущим, затрагивающим не только художественную элиту, но входящим в интеллектуальный кругозор всех образованных слоев общества. Оперы Вагнера, наряду с сочинениями Ницше входят в начале века в непременный стереотипный «интеллектуальный обиход» молодого образованного гражданина. «Рихард Вагнер взывает ко всем страдающим и чувствующим глухую злобу братьям сообща помочь ему положить начало той новой организации искусства, которая может стать прообразом будущего нового общества» – писал А. Блок в труде «Искусство и революция». Вагнеровская репутация революционера, в некотором роде единомышленника основоположников марксизма, составляет основу характеристики, которую дает ему на заре русской революции А. Блок: под его пером «корабль-призрак» «Летучего Голландца» Вагнера начинает олицетворять революционную Россию, а музыка Вагнера – шторм революции. Вагнеровское происхождение этого образа, берущего начало от «Летучего Голландца революционеров» (Маяковский), подчеркнуто сравнением образа русской революции, данного Пастернаком в метафоре заснеженного Кремля, одновременно «корабля-скитальца» и погруженного в снежную бурю Китежа.
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 08
Классическая музыка
Чайковский о Моцарте

«… Моцарт – гений сильный, многосторонний, глубокий – устарел только своими формами инструментальной музыки; в области оперы он не имеет до сих пор ни одного соперника. Оркестровка его, в сравнении с берлиозовской или мейерберовской, разумеется, жидка; его арии несколько растянуты и подчас грешат угодливостью  виртуозным прихотям певцов; стиль его, пожалуй, отзывается чопорностью нравов его времени, но вместе с тем оперы его, и «Дон-Жуан» в особенности, преисполнены высочайших красот, полных драматической правды моментов; мелодии его как-то особенно обаятельно изящны; гармония – роскошно богата, хотя и проста. Но, кроме всего этого, Моцарт был неподражаемым мастером в отношении музыкальной драматической характеристики, и ни один композитор, кроме него, не создавал еще таких до конца выдержанных, глубоко и правдиво задуманных музыкальных типов, как Дон-Жуан, Донна Анна, Лепорелло, Церлина… В ансамблях, в сценах, где развивается драматическое движение пьесы, он дал недосягаемые образцы музыкального творчества. В особенности полны глубокого трагизма все сцены, где является Донна Анна, эта гордая, страстная, мстительная испанка.» – П. И. Чайковский, 24 февраля 1873 г.
источник