Я уже неоднократно писал здесь, что наш заполярный городок Билибино, как и вся Чукотка в целом, является одним из самых труднодоступных мест России. Дело в том, что сюда нельзя приехать на поезде, отсутствуют автомобильные дороги круглогодичного действия. Если стройматериалы, продукты питания с длительным сроком хранения, бытовую технику, топливо и т. д. как-то получается доставить к нам по так называемым «зимникам», действующим пару месяцев в году, то в остальных случаях — используют только авиацию. Поэтому цены на товары на прилавках местных магазинов, доставленных самолетами, в разы выше, чем по земле.
Одной из самых главных проблем, характерной для всех населенных пунктов нашего региона, является доступность авиабилетов. Они, как правило, в дефиците и стоя огромных денег. Если помните, я уже писал, что от нашего городка Билибино за трехчасовой полет до города Магадана надо отдать на одного человека порядка 30 тысяч рублей. Поэтому не редко здесь можно встретить людей, которые никогда не выезжали за пределы региона. В рамках Трудового Кодекса РФ работодатели, конечно, один раз в два года оплатят проезд до места проведения отпуска и обратно своим сотрудникам, но у всех по-разному: какая-то часть из них выдает авансы, чтобы сотрудники могли купить билеты заранее, другая — ссылаясь на буквы закона деньги на приобретение авиабилетов выдает за три дня до фактического отпуска, но билеты, как вы сами понимаете, уже будет очень трудно купить из-за банального их отсутствия в авиакассах, а третья — под разными предлогами — по приезду с отпуска. Считайте, если работники у первой категории работодателей летают за пределы региона, то многие сотрудники остальных двух категорий — вынуждены проводить свой отпуск здесь, так как из-за дорогой жизни не могут накопить денег на билеты заранее.
Если вы следите за сводками арктических новостей, то могли не заметить, что буквально недавно в СМИ проскочила информация о том, что так называемые «плоские тарифы» в скором времени могут распространить и на регионы Арктики. Интересно было, конечно, наблюдать, как СМИ предоставляют эту информацию читателям. Практически все пишут о том, что это делается для развития Арктики, как страна уже развивает подобным образом Дальний Восток.
Хочется всем напомнить, что в настоящий момент билеты с фиксированными ценами, которые в разы дешевле обычных, в рамках федеральной программы действуют из центральных регионов страны в регионы Дальнего Востока, за исключение, конечно, Чукотского АО и Амурской области, в Калининград и Крым. Примечательно то, что по этой программе работает только Аэрофлот со своей «дочкой» Россией. В наш регион, где единственным круглогодичным транспортом является только авиация, как вы уже поняли, они не летают, поэтому никаких дешевых билет у нас нет.
Думаете, наверное, для чего я все это написал? Так вот, губернатор Магаданской области Сергей Носов
поручил разработать такой механизм распределения билетов по «плоским тарифам», чтобы подобные билеты из Магадана в ЦРС и обратно могли купить только жители Магаданской области. Это значит, что если колымские чиновники сумею разработать этот механизм и воплотят его в жизнь, то жители других регионов страны не смогут приобрести дешевые авиабилеты из Колымы. А тем временем приблизительно треть населения Чукотки летает в ЦРС с пересадкой в Магадане. Получается, у одних попросят восемь тысяч рублей за один билет, а нам скажут: — Дайте сорок восемь!
В общем, друзья, если вам скажут, что на весь Дальневосточный регион распространяется данная программа, то не верьте. И, кстати, на мой взгляд, если даже регионы Арктики будут включены в данную программу, то Чукотка снова останется за бортом.