Читавшие "Русский комикс, 1935-1945" наверняка обратили внимание на графический роман Константина Кузнецова "Три жизни", который явно выделяется среди всех остальных - в основе его не классический и не исторический сюжет, а фантастическая история об играх со смертью, о переселении душ и необратимости судьбы. Сами мы на этапе работы думали, что всё это чистой воды творчество художника, очень уж "по-Кузнецовски" - весь этот рок, цикличность, прям как в его биографии.
Оказалось, что в основу сюжета лёг сценарий выдающегося шедевра немого кинематографа, ленты «Усталая смерть» режиссера Фрица Ланга, вышедшей на экраны в 1921 году. Увы, на этапе работы над комиксом мы об этом не знали, поэтому не упомянули об этом ни в книге, ни в материалах по ней. Нет, "Три жизни" не является прямым пересказом "Усталой смерти" и являет собой совершенно другую историю, другое место действия и других героев, но заимствует главное - три жизни, три свечи, и собственно усталую Смерть, которая от скуки решила нарушить основы мироздания, дав девушке шанс воскресить любимого. К тому же, в комиксе используются похожие экспрессионистские приемы Ланга.
Кстати о фильме. "Усталая смерть" появилась в непростое для Германии время. Печальный финал Великой войны, разруха, революционные настроения и постоянная потребность в заботе о завтрашнем дне раскрыли в немцах и без того сильную тягу к мистике и тёмной стороне, что вылилось в мрачный и чарующий кинематографический жанр «апокалиптического экспрессионизма», ярчайшим представителем которого и есть "Усталая смерть" Ланга.
Будучи по образованию архитектором, Ланг в своём фильме использует все возможности вошедших в моду масштабных декораций. Ярко подсвеченные фрагменты, выпуклые формы в полумраке, глубокое фосфорное свечение, игра полутонов - все это завораживало тогдашнего зрителя, и не обошло стороной и нашего Константина Кузнецова, вдохновившегося на создание "Трёх жизней". К слову, это не единственный пример, когда художники комиксов вдохновлялись фильмами - образы героев в комиксе "Тарас Бульба" Навоева заимствованы из фильма 1936 года Алексея Грановского (именно поэтому полячка так похожа на Патрицию Рок). Такие вот наблюдения. Быть может, и вы нашли в "Русском комиксе" какие-то отсылки и заимствования?
"Усталую смерть" прикладываем к посту, а заказать "Русский комикс" неизменно можно у нас на сайте:
chernaya100.comhttps://www.youtube.com/watch?v=E6irPBeAbwg