Яндекс запустил сервис для скоринговых компаний, в котором выдаёт некоторую интегральную оценку заёмщика на основе предоставленным ему хэшированных email адреса и мобильного телефона [1] об этом пишут РБК и подтверждают банки и кредитные бюро с которыми Яндекс уже работает.
В самом яндексе утверждают что данные пользователей обезличены и что кроме этой интегральной оценки ничего не передаётся.
Это та новость которую не прокомментировать очень сложно.
- первое и самое очевидное - это подозрения в адрес Яндекса по разработке кредитного скоринга как первого шага в сторону социального рейтинга. Если и есть кто-то в России кто такое может сделать, то это только Яндекс и
Mail.ru.
- второе это то что в среде банков есть конкуренция, есть конкуренция среди ОФД, есть конкуренция между страховыми компаниями. Яндекс в каких-то рынках занимает позиции близкие к "монопольной", даже если подобное не признано формально. Много лет компания делала всё чтобы стать базовой инфраструктурой и быть синонимом "карт", "поиска", "такси" и так далее. Если пользователь не хочет чтобы Яндекс передавал какие-либо сведеия о нём, то у него нет возможностей кроме как полностью отказаться от сервисов Яндекса, и то, это поможет недостаточно поскольку Яндекс метрика стоит почти на всех сайтах Рунета и многих мобильных приложениях.
Вся эта ситуация в последнюю очередь техническая и, в первую очередь, этическая. Сам факт оказания Яндексом подобной услуги - это переориентация от наращивания репутации среди пользователей к наращиванию монетизации накапливаемых данных.
Ссылки:
[1]
https://www.rbc.ru/finances/24/12/2019/5e00e2409a79478017f453e6#data #privacy