И спорить в этом вопросе с Энгельсом в принципе нет никакого смысла, это объективная история. Вопрос в другом - была ли частная собственность до появления животноводства у первобытных людей?
Первобытный строй еще называют общинным или прервобытным коммунизмом. Тогда развитие средств производства было на очень низком уровне и человек за день труда мог прокормить исключительно самого себя. Это накладывало огромный спектр ограничений на общество, в частности сложно было вести войны, захватывать рабов или заниматься чем-то еще помимо добычи пищи путем собирательства или групповой охоты.
Однако даже Энгельс не смог бы оспорить тот факт, что первобытные племена жили не все вместе, а были разделены как раз таки на племена. У разных племен была разная земля, разные устои. Об этом он пишет с самого начала книги, в частности приводит причины, по которым человечество отошло от группового брака и перешло к браку парному, попутно запретив инцест(племена, которые его практиковали были слабее из-за детей, рожденных с мутациями, а потому просто вымерли).
Однако, раз были племена и у племен были территории, за которые эти племена готовы были сражаться с другими племенами... что получается? Получается, что у первобытных племен даже до животноводства была частная собственность на землю. Ибо частная собственность - это и есть объект за который человек или группа людей готовы вершить насилие.
Более того, мы можем даже сказать, чьей именно была собственнось на землю самого племени - всей этой землей владел глава рода. Этот глава мог разрешить тем или иным людям проходить по земле, на которой живет племя. Он-же мог рещать, что на этой земле можно, а что нельзя. Он был собственником в полном смысле этого слова.
И вот эта банальная мысль натолкнула меня на аналогию с животными. Давайте обратим внимание на приматов, которые точно так-же метят территорию и готовы сражаться за нее с другими приматами. На львов, тигров, медведей, даже кошек и собак. Все они метят территорию, заявляя на нее свое право владения. Таким образом мы можем увидеть, что частная собственность существует даже у животных. Не удивительно, что она существовала и у ранних людей, по сути приматов, которые только-только слезли с деревьев и научились прямо ходить.
Ну а раз у животных есть частная собственность...
Выходит, что стремление к объявлению своей территории - это не продукт разумного, не продукт высшей нервной деятельности, а скорее инстинкт у которого есть своя задача. В первую очередь - это обеспечение безопасности для потомства. Это и стало главным условием естественного отбора. Люди унаследовали данные инстинкты и развили их дальше. Мозг человека построен таким образом, чтобы вознаграждать за приобретение чего-либо в собственное владение. И совершенно не важно, земля это, машина или предмет в ммо игре, стоит вам получить их в сосбтвенность как приток эндорфинов вам гарантирован. Таким образом можно сделать вывод о том, что частная собственность была с приматами нашего вида до того, как они стали людьми, и, разумеется, до того, как они овладели животноводством.
Так можно ли отказаться от частной собственности и если можно - то как?
Из сказаного выше мы вдруг понимаем, что примитивные инстинкты определяют жизнь общества в гораздо большей степени, нежели рациональное мышление. Люди давно уже поняли, еще со времени Иисуса, что частная собственность - это зло, но так и не смогли от нее отказаться. Хотя и упорно пытались, более того - пытаются до сих пор. Наше животное начало, наши гормоны, наше внутреннее устройство сформированное тысячелетиями животной эволюции никак не может быть побеждено обычным рацио. Так может следует опустить руки и смириться, признав, что частная собственность это институт, от которого невозможно отказаться?