
Ещё до пандемии, а именно 10 лет назад IT-гиганты (Amazon, Apple, Google, Microsoft, IBM, Facebook, Alibaba Health, Samsung)
начали инвестировать в создание своих медицинских экосистем. Такой тренд появился в связи с тем, что произошёл гигантский скачок в развитии цифровых технологий, в частности в области изучения ИИ, больших данных, интернета вещей, блокчейна и тд. Благодаря цифровым технологиям правительства и бизнес могут быстрее усовершенствовать инфраструктуру систем здравоохранения.
Каждый из BigTech инвестирует в создание собственных цифровых платформ, пытаясь создать более персонализированный и качественный подход в оказании услуг, а также разрабатывает новые медицинские препараты и оборудование для лечения и выявления тяжёлых заболеваний, таких как рак, шизофрения, бесплодие и тд.
Одновременно, пандемия спровоцировала гонку среди цифровых платформ в здравоохранении, количество и масштабы распространения которых также увеличились. Общий объём венчурного финансирования в цифровое здравоохранение за 2020г достиг $10,2 млрд. - данные Rock Health.
Ещё одним трендом сегодняшних глобальных цифровых платформ - конкуренция по следующим направлениям:
1. Инфраструктура
2. потребительский опыт
3. клиническая экспертиза
Виды крупных цифровых платформ здравоохранении :
1. Технологическая инфраструктура платформ ИТ-гигантов - Amazon, Google Cloud, Salesforce и Microsoft Azure, к ним подключаются медицинские компании для поддержки и управления информацией, а также оказания и виртуальной помощи
2. Платформы удобной помощи, которые обеспечивают универсальный доступ к лечению и лекарствам
3. Унифицированные платформы виртуальной медпомощи, например Teladoc-Livongo
4. Многопрофильные платформы, такие как Best Buy, CVS и Walgreens, которые предоставляют набор услуг первичной медицинской помощи - диагностики, тестирования и удаленного мониторинга за состоянием пациента
5. Интегрированные цифровые платформы - предоставляют услуги телемедицины вместе с поставщиками офлайн услуг, например, партнерство Ochsner и Hims
6. Платформы управления медицинским обслуживанием, например, Omada, Virta и Maven.
Такой же тренд - формирование цифровых платформ в здравоохранении создаётся в России.
Правда игроков в России мало:
- Сбер, который формирует экосистему в сфере digital health.
- Кузницей стартапов в сфере medtech в России является Сколтех и фонд Сколково.
- РФПИ - один из участников разработки вакцины «Спутник V»,
инвестировал в сети частных клиник «Мать и дитя» и ее цифровую трансформацию, запустил сервис Доктис, разработал робота-хирурга
- Правительство Москвы, которое создаёт отдельную организацию по развитию новых медицинских технологий, внедрение инноваций в здравоохранение.
Цифровые экосистемы в здравоохранении решают для каждой целевой аудитории свои цели и задачи, например, для обычного гражданина - получение эффективной и быстрой медпомощи, для государства - повышение эффективности распределения финансовых средств и времени на проведение закупочных процедур, для производителя медикаментов - защита инвестиций, вложенных в разработку и производство лекарств, для производителя оборудования - разработка более усовершенствованных и совершенно новых моделей, созданных на основе цифровых технологий, для ученых- быстрый доступ к обновляемыми и актуальным данным, на основе которых можно сделать новые открытия.
По мнению Ани Асланян, более активную роль могли бы взять на себя в создании таких экосистем мобильные операторы, а также Яндекс и Мейлру, так как обладают большим количеством данных, а также ежедневным доступом к новым данным, финансовыми возможностями, а также имеют необходимую ИТ-инфраструктуру.