
Сейчас такая пора,что все говорят о конкуренции в цифровой среде и о том, как мотивировать и поддерживать бизнес. Говорят высокопарно и правильно, но мы решили спросить тех, кто реально делает бизнес и узнать их точку зрения.
Специально для нашего канала директор фабрики цифровых продуктов и сервисов «MHP – A Porsche company» GmbH Alexey Minin написал авторскую колонку
Для начала давайте определимся с понятием Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
В процессе конкуренции выживают только разные группы продуктов, которые лучше всего закрывают различные потребности клиентов. Это соперничество бизнес-моделей компаний. Только клиент и компания определяют свои отношения в рамках одинаковых условий внешней среды, законодательства, доступа к капиталу и т.п.
Когда кто-то видимой рукой, не рынка, а государства пытается в явном виде определить бизнес- модель компании - это всегда плохо, потому что эти бизнес-модели возникают в результате огромного числа итераций, это не статическая вещь. Цифровые компании и некоторые банки - тому хороший пример.
Вчера банк, завтра автопилоты или доставка еды. Бизнес-модель современной компании - это живущий быстрой жизнью организм, который конкурирует с другими организмами и эволюционирует или умирает. А теперь получается, что договорились, зафиксировались и ура, проблема решена. А она не решена. В условиях ограниченого доуступа к капиталу и крупным организациям, возникнут не единороги, а зомби стартапы с огромной, никому ненужной капитализацией, которые по истечению времени будут банкротиться.
Если опираться на лучшие практики, делать как это уже ясно, надо было все ровно наоборот. А суть такова, что основной принцип венчурного рынка - никто не выбирает победителей стартапов, ими не рождаются, ими становятся в процессе эволюции бизнес- модели. Если проанализировать статистику, только 2% венчурных фондов зарабатывают нужную доходность. Это высоко-рисковынный бизнес, работающий по принципам промышленной золотодобычи, а не поиска самородков.
Что касатеся стартапов, то статистика такова, что в 60% неуспеха стартапа - отствутствие рынка, неправильное время для запуска и нехорошая команда. Финансирование в этом рейтинге даже не в первой пятерке причин. Дело в том, что для стартапа нужен маркет фит, что означает, ему надо найти свою бизнес-модель, в которой он может конкурировать с другими участниками рынка и даже уничтожать последних по мере роста. А теперь получается, что крупные компании, боясь открытой конкуренции будут выращивать своих дизрапторов в теплице, и когда придет время - вместо того, чтобы меняться,просто поглащать эту компанию.
Далее, что касатеся мотивации, в крупных компаниях никогда не бывает нужной мотивации для инноваторов, чтобы вы там не говорили, такая бывает только у стартапов, т.к. успех сделает вас сказочно богатым, в крупных компаниях это не так. А вот с доступом к активам, данным, задачам ситуация как раз наоборот.
Таким образом необходимо создание институтов, которые бы объединили стартапную мотивацию, досутп к знаниям и проблемам крупного бизнеса и финансирование, с сохранением гарантий собственности у владельцев идеи, технологии или продукта. Мы их называем эксполераторы, а не акселераторы. Разница в то, что эксполератор создается на базе крупного игрока, куда приходит стартап и пилотирует свой продукт до момента, когда тот показал эффект на масштабе активов предприятия, получив этот эффект, крупный бизнес должен иметь возможность стать инвестором стартапа на венчерных условиях, но не иметь претензий к команде относительно доли бизнеса. Тут гарантом должно быть государство в интересах экономики страны и появления новых компаний конкурентов. Причем фокусом для развития таких компаний должен быть глобальный рынок.