
#ВХУТЕМАС100: дом Наркомфина
Это главный российский памятник конструктивизма, построенный в 1928-1930. Архитектор Моисей Гинзбург мыслил его как дом «переходного» типа. Для семей, «еще сохраняющих своё индивидуальное хозяйство», перед тем, как они будут готовы к жизни в доме-коммуне. Помимо жилого корпуса, здесь были пространства общего пользования — коммунальный центр, где располагалась читальня, спортзал и столовые, служебный центр с прачечной и гаражом и «детский дом». Предполагалось, что широкие длинные коридоры и общие зоны будут способствовать общению и добрососедству жителей, которые будут делить задачи и ответственность.
Дом на ножках, под которым располагался сад. Дом с плоской функциональной кровлей и первым пентхаусом. Дом с планировкой, позволяющей видеть небо из любой комнаты. Дом — социальный эксперимент.
→ Подробнее об изначальном проекте в статье Моисея Гинзбурга в журнале «Современная архитектура» (1929. № 5)
После сталинских репрессий квартиры были превращены в коммуналки. Он долго находился в аварийном состоянии, теряя первоначальный авангардистский облик из-за перепланировок и того, что инновационные советские материалы оказались недолговечными. Но это не помешало его интересной и насыщенной жизни — здесь селились художники, поклонники архитектуры, открывались творческие студии.
В 2010-е московским студентам-культурологам давали задание: тайно пробраться в дом, изучить и почувствовать пространство, вдохновившее Ле Корбюзье — Гинзбургу удалось до него воплотить все принципы новой архитектуры в одном доме.
К счастью, эта жизнь до реставрации зафиксирована здесь, и вы еще сможете прогуляться по дому и даже заглянуть в квартиры:
→ Альбом Inside Narkomfin
→ Веб-документальный проект «НАРКОМФИН»
Реставрация дома по проекту внука архитектора Алексея Гинзбурга, начатая в 2017, уже завершена и большая часть квартир продана:
→ 3D-экскурсия по обновленному пространству