Пилоты теряют здоровье в молодом возрасте из-за высокой интенсификации труда
Проблема «накопленного утомления» вызывает у летного состава очень серьезную обеспокоенность в связи с крайне высоким уровнем интенсификации их труда.
Международная организация гражданской авиации бьет «громкую» тревогу по этому поводу и выпустила уже целый ряд документов, где предлагаются меры по снижению рисков, связанных с утомлением летных экипажей.
Однако в нашей стране эксплуатанты воздушного транспорта по-прежнему руководствуются не рекомендациями ИКАО, а внутренними документами, которые они «проталкивают» через Министерство транспорта.
Как известно, существует известная в физиологии пропорция между количеством отработанного времени и количеством времени, которое необходимо человеку для полного восстановления сил, – это соотношение времени составляет 1:2. То есть послеполетный отдых должен быть по продолжительности в два раза больше, чем время рабочей смены. Если данное физиологическое требование не выполняется, то возникает накопленное утомление – очень опасный фактор для полетов, т.к. пилот выходит в рейс с существенно сниженным уровнем работоспособности, который будет понижаться и далее за счет развития текущего утомления от выполняемого полета.
Более того, не восполненные потери организма (не синтезированные на клеточном уровне биологически активные вещества) всегда приводят к телесным заболеваниям: нарушениям в составе крови, сердечно-сосудистым заболеваниям, отклонениям в нервной системе, в том числе к преобладанию тормозных процессов над процессами возбуждения в головном мозге.
Некомпенсированное утомление обязательно проявит себя в физической и психической истощенности пилота, вследствие которых появятся депрессия и желание сменить тягостную работу.
После 10 часов рабочего времени предусмотрена норма отдыха – не менее 10 часов, а в действительности должна быть записана минимальная норма отдыха – 20 часов! Далее записано, что после 12 часов работы минимальная норма отдыха – не менее 12 часов, хотя должна быть записана минимальная норма отдыха – 24 часа! Таким образом, получается, что если пилоту после 10-ти часового рабочего времени предоставили всего 10 часов отдыха до следующего рейса, то это – абсолютно нормально. И работодателя не волнует вопрос о том: сколько часов сможет поспать пилот до следующего рейса, если он потратит на дорогу из аэропорта и обратно 4 или 5 часов своего времени.
В этой связи у пилотов есть все основания, чтобы опасаться полной потери своего здоровья в относительно молодом возрасте из-за столь высокой интенсификации труда.
Читайте полную версию исследования.
Набат утомленных пилотов должны услышать все эшелоны власти!