Size: a a a

Архитектурные излишества

2020 September 04
Архитектурные излишества
А теперь к хорошим новостям.
источник
Архитектурные излишества
источник
Архитектурные излишества
Хорошая новость для любителей военной истории: в день города в Москве рядом с Триумфальной аркой на Кутузовском открывается большая экспозиция, посвящённая событиям 1812 года.

Она включает биографии полководцев, ключевые события войны, московскую повседневность той поры, архитектуру эпохи. Закручено лихо, получше иного детектива. Приходите взглянуть!
источник
Архитектурные излишества
Вход в здание бывшего банка взаимного кредитования, город Херсон. Дом построен в 1899 году.
источник
Архитектурные излишества
источник
Архитектурные излишества
источник
Архитектурные излишества
источник
Архитектурные излишества
источник
Архитектурные излишества
источник
Архитектурные излишества
источник
Архитектурные излишества
источник
Архитектурные излишества
источник
Архитектурные излишества
Музей «Строгановское Усолье» — редкий пример сочетания памятников разных эпох, от барокко до классицизма и кирпичного стиля. Потихоньку все приводят в порядок, много приличных арт-объектов. На противоположном берегу трубами заводов салютуют Березники, наглядно сталкивая два уклада и две цивилизации.
источник
Архитектурные излишества
Оценим расстановку экспонатов в Чердынском краеведческом музее.
источник
Архитектурные излишества
Возвращение Церетели.

Бедной Москве мало ставшего язвой на теле города памятника Петру-Колумбу.

На днях во дворе одного из ЖК открыли второй монумент Петру его же работы.

Памятник как две капли воды похож на памятник Петру в Петербурге (автора Церетели).

Но этого скульптору оказалось мало: «Я очень жду мнение народа. Потому что, если нравится, то я задумал для этого чудного района «российские истории» – 19 скульптур».

Боже, спаси нашу столицу!
источник
Архитектурные излишества
Мозаика на Московском заводе тепловой автоматики.
источник
Архитектурные излишества
Ровно 29 лет назад Свердловск вернул себе историческое имя — Екатеринбург ❤️ На снимке — старое здание железнодорожного вокзала, возведённое в 1878 году. Сейчас здесь находится музей «чугунки».
источник
Архитектурные излишества
Из переписки с вдумчивым московским священником, не пожелавшим афишировать своё имя, но разрешившим публикацию, на тему вчерашнего поста об архитектуре (соглашусь далеко не со всем, но поговорить есть о чём).

Навык и традиция пошли прахом и в одночасье сложно ожидать шедевров. Пусть расцветают 100 цветов, а там что-то выкристаллизуется:)
Вообще, конечно, заметно увлечение дурным символизмом (корабли, паруса, купола и т.д), при том, что изначально церковь — это общественное здание, basilica, ставшее местом общественного богослужения. Вот если к этой идее вернутся — будет хорошо.
Тут как с жестами в богослужении — все, что потом в руководствах по прикладной литургике стали наделять скрытым символическим смыслом, имело изначально вполне функциональный смысл: облачения, входы и так далее. Так и храмовое здание — декор исторически всегда следовал за функциональностью. Современная же архитектура часто ведет себя с точностью до наоборот — декор и символизм идут впереди паровоза функциональности.
В этом плане трехнефные (или меньше, или больше) базилики на Западе, например, куда более соответствуют изначальному смыслу, особенно в крупных городах, чем наше «крестово-купольное», заимствованное из по умолчанию малолюдных монастырских церквей эпохи упадка Восточной Римской империи.
Это, кстати, заметно и в иконописи — магистральным путем было умение изображать, а потом все стало вырождаться в субкультуру, и недостаток, так сказать,  умения рисовать (вследствие утраты компетенций из-за варварских нашествий, просто упадка или каких-то иных причин) стали компенсировать "богословием иконы" вплоть до карикатурных стилизаций.
То есть возрождение всего этого дела должно, как мне кажется, вернуться к той последовательности, которая существовала изначально — от функциональности к украшению, и нет ничего дурного в том, что храм, например, долгое время после создания стоит не расписанным, с белыми стенами и очень скромным числом икон. Над некоторыми задачами, увы, приходится размышлять долго.
Есть еще одно соображение: нынешний мир переполнен знаками и символами, хотя бы на рекламных постерах и вывесках, поэтому, наверное, появилась такая тяга к нарочитому, даже чрезмерному и вычурному обозначению конкретной конфессиональной (то есть субкультурной в конечном счете) принадлежности. Вот в условиях, допустим, постуниатской территории (Белоруссии и части современной Украины) православный храм должен был явным образом отличаться от латинских и униатских. В итоге мы имеем совершенно своеобразный облик православных храмов XIX века на этих территориях. Наверное, это имеет какой-то смысл и в окружении сугубо функциональной жилой застройки современных "спальных" районов городов - храм должен возвещать принципиально иную реальность. Но решение этой задачи не сводится к простому заимствованию и бездумному нагромождению архитектурных элементов средних веков, тем более относящихся к разным эпохам и территориям исторической Руси.
В общем, простого решения нет, кроме самого главного — поворота к прямому порядку: функциональность должна предшествовать украшению и символизму (если он вообще нужен, тут надо решать в каждом конкретном случае). Ну и еще — все должно делаться профессионально. То есть художник должен элементарно уметь рисовать 🙂.

#церковноезодчество
Вместе с каналом Архитектурные излишества @arkhlikbez
Telegram
Cogito ergo sum (канал епископа Саввы)
Начиная разговор (не обещаю частых реплик) об архитектуре по предложению @arkhlikbez, повторю сказанное (не мной) раннее: "Чувство, которым часто руководствуется приход – это возвращение к «русской православной архитектуре» (так как себе её представляют настоятель или прихожане) и отрицание любого архитектурного стиля, возникшего в послепетровское время. Под «русской православной архитектурой» чаще всего подразумевается смесь домонгольской архитектуры, новгородских, псковских образцов и раннемосковского зодчества без понимания особенностей каждого направления".
К сожалению, ложные представления о том, что такое "русская православная архитектура", — далеко не единственная беда современного церковного зодчества. Сколь часто, увы, встречаются и просто нелепица, безвкусица и, как частный случай последнего, отсутствие чувства меры и гармонии.
Разговор продолжим как-нибудь ещё, а покамест, для наглядного пояснения и предварительных размышлений: подборка ⬇️ иллюстраций того, каким храм, на мой взгляд, быть не должен:…
источник
Архитектурные излишества
Самый важный человек в областном музее — таксидермист. В Тамбове чучела выделывал явно человек неравнодушный.
источник
Архитектурные излишества
источник