Size: a a a

Архитектурасы

2021 January 31
Архитектурасы
Друзья, когда в начале января мы приступили к работе в старинном доме нефпромышленника Полянина (больше известном как дом Общества «Мазут»), казалось, что трудиться там много месяцев. Главная задача была — устранить угрозу пожара.

Памятник был открыт, превращен в помойку. Достаточно малейшего огня — мы бы потеряли его. Не говоря уже о том, что свободно пройтись внутри здания было невозможно, каждая комната завалена мусором.

Спустя три недели мы собрали весь мусор: около 220 мешков отходов. Вывезли два полных контейнера 10 куб.м. В пятницу и субботу окна первого этажа были закрыты металлическими листами. В ближайшее время дом будет закрыт полностью, но консервация памятника будет еще продолжаться. После завершения, дай Бог, дом будет реставрироваться.

Ничего этого бы не получилось, если бы не помощь волонтеров, комитета Татарстана по охране памятников, городских властей в лице префектуры «Старый город».

Мы действительно дошли до такой степени влияния, когда достаточно поста в канале, чтобы началось большое полезное дело.

Если у вас есть желание помочь в нашей работе — обращайтесь. Можете оставить комментарий под этим постом, с вами свяжутся.
Telegram
Архитектурасы
Друзья, мы продолжаем готовить дом «Мазута» к консервации. Присоединяйтесь к работе по уборке здания завтра, в воскресенье, с 10:00 до 14:00. Ул. Меховщиков, 2.

Хочу рассказать об истории здания. Оно известно как дом нефтепромышленнаго общества «Мазутъ». Но общество владело им только с 1900-х по 1918 год.

В XIX веке дом принадлежал купцу Прокопию Кирилловичу Полянину. Он владел нефтеперерабатывающим заводом в Казани, на окраине Ново-Татарской слободы, на участке рядом с домом. То есть дом «Мазута» — это первое из известных нам нефтеперерабатывающих предприятий Казани.

Удалось найти и внука Прокопия Кирилловича — Владимир Алексеевич Полянин в советские времена был заведующим кафедрой полезных ископаемых и разведочного дела Казанского университета. То есть семья Поляниных не потеряла интерес к полезным ископаемым. Ищу теперь правнуков Полянина. Отзовитесь, пожалуйста!

Во дворе дома больше полувека стояли нефтеналивные танкеры. В советские годы здесь была нефтебаза Татарского управления Главнефтеснаба РСФСР.
источник
Архитектурасы
Хохлово, Высокогорский район
Введенская
не ранее 1704

село (также Крылай, Введенское) известно со второй половины XVI века как татарская деревня, в 1620-х передано в поместье дворянину А.Д. Хохлову

точная дата постройки церкви неясна; вероятно, в 1704-м была поставлена деревянная

в 1770–1790-е годы селом владел П.Е. Озеров
(премьер-майор Преображенского полка, живший в Петербурге и в Елабужском уезде, известный благотворитель; похоронен в петербургской Александро-Невской лавре)
он и построил каменный храм

к XIX веку церковь обветшала, частично перестраивалась; планировали полностью заменить колокольню, но в 1910 году «церковь признана памятником, заслуживающим тщательного охранения. Постановлено: сохранить церковь в настоящем виде»

понятно, вскоре о сохранении заботиться перестали

в войну использовали под амбар

сейчас в селе осталось около 30 жителей (в 1926 году — 996), перед ним кончаются асфальт и мобильная связь
источник
Архитектурасы
источник
Архитектурасы
источник
Архитектурасы
источник
Архитектурасы
источник
Архитектурасы
источник
Архитектурасы
источник
Архитектурасы
источник
2021 February 01
Архитектурасы
Один из самых красивых проектов архитектора Олешкевича — дом семьи Чукашевых на Большой Лядской улице (она же улица Горького). Я уже рассказывал о доме — отсылаю к старому посту.

Константину Саввиновичу Олешкевичу было 34–35 лет, когда он занимался этим проектом. Строительство закончили в 1908 году. Через десять лет хозяева — супруги Чукашевы, Софья Александровна и купец первой гильдии Александр Никитич, дома лишились. Семья бежала в Томск, где Чукашев и скончался.

Старых фотографий очень мало. Верхний снимок сделан в советские времена. Хотя с тех пор мало что изменилось, только деревья выросли да аптеку, что была на первом этаже, закрыли. Раньше хотя бы можно было посмотреть старинные интерьеры аптеки Шварца.

Сегодня здесь сидят госкомитет по туризму и отделение Союза архитекторов.

На дальнем плане слева видна женская богадельня Крупенниковых. К сожалению, ее снесли в 2005 году. На этом месте теперь консульство Турции.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 60 лет. Казань, было — стало.
источник
Архитектурасы
Специально для тех, кто не любит гифки, публикую в привычном формате снимки дома Александра Никифоровича Свешникова на углу нынешних Баумана и Кави Наджми.

Верхняя фотография сделана в 1920-е — время Новой экономической политики. Тогда, после Гражданской войны, советские власти ненадолго разрешили частное предпринимательство. В результате расцвел пышным цветом игорный бизнес — казино, бары, игровушки.

На фасаде здания висит реклама с надписью на русском и татарском языках: Малое электролото-буль.  Благодаря нашим подписчикам мы узнали, что так назывался электрический аппарат, который выбрасывал шарики с цифрами, — что-то наподобие первых игровых автоматов. В сети нашелся даже старый советский патент на электролото (кому интересно, можно посмотреть здесь).

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей чуть меньше 100 лет. Казань, было — стало.
источник
2021 February 02
Архитектурасы
Улица Бутлерова за последние 20 лет сильно изменилась. Снесены почти все деревянные дома по нечетной стороне. На четной остался один деревянный домик — Бутлерова, 20 (он по центру старого снимка). Его нынешние владельцы рады бы его снести, да не могут — у дома охранный статус. Улица после массового сноса 2000-х годов до сих пор необжитая, незастроенная и неуютная.

На старом снимке по центру дороги идет колонна демонстрантов с оркестром. Это ноябрьские праздники — годовщина Октябрьской революции 1917 года. Скорее всего, в колонне сотрудники университета. Они спускались на Кольцо, оттуда по Бутлерова к парку Горького, а там стартовала общая колонна участников демонстрации, она шла через площадь Свободы, мимо памятника Ленину, где с трибуны их приветствовали местные советские и партийные начальники.

Казань, было — стало.
источник
2021 February 03
Архитектурасы
Перекресток улиц Муштари и Щапова. Было — стало. Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей чуть меньше 40 лет.

Давайте оценим изменения: стало лучше или хуже. Анонимное голосование под этим постом.

Спасибо за фотографию каналу @KazanNostalgique@KazanNostalgique
источник
Архитектурасы
Оценим изменения на перекрёстке улиц Муштари и Щапова
Анонимный опрос
24%
Стало лучше
52%
Стало хуже
14%
Не могу оценить
9%
Не участвую/хочу посмотреть результаты
Проголосовало: 814
источник
2021 February 04
Архитектурасы
Наверное, его можно назвать гением. Архитектор Илья Александрович Голосов. Вы можете не помнить или не знать его имени, но его дома, раз увиденные, останутся в памяти. Что-то есть в них необъяснимо притягательное. Например, дом треста «Теплобетон» на месте разрушенной Спиридоньевской церкви.

Клуб профсоюзов коммунальников имени рабочего Зуева на Лесной улице — самый известный проект Голосова, известный далеко за пределами России.

Клуб заложен к 10-летию Октябрьского переворота в 1927 году. Тогда по всей стране начали строить массово — больницы, дома культуры, клубы, — многие из них стали памятниками, другим повезло меньше — снесли.

Закончили строить в 1929-м, спустя 90 лет мы видим сильно потрепанное здание с замурованными окнами. Очень жду того времени, когда памятнику вернут исторический вид.

Благодаря Голосову в русской культуре сохранилось имя рабочего Миусского парка Сергея Зуева, прославившегося убийством своего начальника инженера Кребса. Символы страшного XX века.

Москва, было — стало.
источник
Архитектурасы
Верхняя фотография сделана в советские времена, когда улица носила имя Кирова. В 2005 году ей вернули прежнее название Московская. Так улица называлась по церкви Московских Чудотворцев, остатки которой стоят на противоположной стороне дороги.

Про этот дом мало что известно. Говорят, что его построил в 1888 году крестьянин Великоустюжского уезда Вологодской губернии Дмитрий Николаевич Манаков по проекту архитектора Глушкина. Никаких данных по Манакову и Глушкину я не нашел, потому оставляю информацию под знаком вопроса.

Дом, впрочем, очень красивый и неплохо сохранившийся. Чего не скажешь о примыкающих к нему домах слева и справа — они были снесены.

Обе фотографии сделаны с одной точки. Казань, было — стало.

UPD: Сергей Алексеев подсказывает, что был Николай Манаков — крестьянин Великоустюжского уезда. У него было три сына — Дмитрий, Христофор и Константин.
Дмитрий записался из крестьян в купцы по 2-й гильдии. От него остались дома в Архангельске и Казани, пароход «Олечка» и капиталы.
Он умер в 1898 году.
источник
2021 February 05
Архитектурасы
Новое здание Александринского детского приюта на Ново-Горшечной улице (ныне Бутлерова). Иногда по ошибке его называют Александрийским.

Приют был назван в честь императрицы Александры Федоровны (супруги Николая Первого). В Казани с середины XIX века действовали два детских приюта. Второй назывался Николаевским, в честь императора Николая Павловича.

Приют был открыт в 1844 году и неоднократно переезжал и строился заново. Спроектировал это здание взамен обветшавшего Лев Казимирович Хрщонович в 1899 году. В том же году Хрщонович спроектировал другое здание — училище для слепых на Арском поле; оно было снесено в 2005 году. Деньги на это строительство дала Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс, вдова казанского губернатора Александра Константиновича Гейнса.

Александринский приют, равно как и Николаевский, числился по Вѣдомству Учрежденій Императрицы Маріи θедоровны.

Приют был закрыт в 1917-м. В советские годы здесь был Дом ученых; ныне институт археологии имени Альфреда Халикова.

Казань, было — стало.
источник
2021 February 06
Архитектурасы
Старинная фотография ценна тем, что на ней Северо-западная башня Кремля. С 2000-х годов на ее месте построили импровизированные руины — смотровую площадку.

Северо-западную башню снесли за ветхостью на рубеже 1920-х и 1930-х годов. Она выглядела так же, как и стоящая за ней Безымянная и Юго-западная башни.

Столпотворение на Казанке — это праздник Крещения. Справа виден еще деревянный  подкосно-ригельный мост. Его возвели в 1896 году, он продержался с переделками до 1950-х, когда был поставлен железобетонный мост. Его, в свою очередь, снесли в 2012 году, когда начали строить развязку к Универсиаде.

Сравните, какое высокое основание было у Тайницкой башни и какое оно сейчас. Из-за резкого подъема уровня воды в Волге в 1950-е пришлось строить дамбу и поднимать уровень дороги.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей около 110 лет. Казань, было — стало.
источник
2021 February 07
Архитектурасы
Соболевское подворье в 1926 году и в 2020-м. Современный адрес:  Коротченко / Яхина, 26/6.

Сто лет назад улицы здесь назывались Мокрыми, и доходный дом Соболева стоял на углу Мокрой и Поперечно-Мокрой. Здание представляет собой букву Т, и «ножка» этой буквы выходит на современную улицу Султан-Галеева (бывшая Вторая Мокрая). Центр Мокрой слободы — трущобный район; его постоянно подтапливало (отсюда и название).

Дом построен в конце 1860-х архитектором Павлом Евграфовичем Аникиным по заказу купца 1-й гильдии Ивана Николаевича Соболева, основателя купеческой биржи в Казани.

Часть дома, что на фото, занимала гостиница (номера), рядом стоял корпус — бани (их снесли в 2013-м) и общественный банк в большом крыле — той самой ножке буквы Т. На первом этаже были дешевые столовые. Сани с лошадью стоят у чайной.

Памятнику больше 150 лет. Он выселен, заброшен, горел не раз — самый проблемный старинный дом в Казани сейчас. Нужно что-то с этим делать, иначе потеряем еще одну старинную постройку.

Казань, было — стало.
источник
2021 February 08
Архитектурасы
Верхняя фотография сделана примерно полвека назад. Тогда улица носила имя Куйбышева. В 1996 году ее объединили с улицей Пушкина.

Вдали уже видна гостиница «Татарстан» на Кольце. Ее построили в 1970 году по проекту Мунира Хасьяновича Агишева.

Еще не построен четырехэтажный  торговый комплекс Потребкооперации. Его возведут в 1970-е, и на протяжении примерно двух десятков лет здесь был известный магазин «Дары природы», а на втором этаже — ресторан «Огни Казани» (в 1990-е на его месте открыли ночной клуб «Арена» — мерзкое место).

Комплекс построили на месте лабазов купца Агафона Васильевича Афанасьева у подножия холма. Здание перекрыло вид на красивейший афанасьевский дом, который сейчас прячется во дворах по улице Университетской (в нем кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии КГМУ).

На днях пошел разговор о сносе дома Татстроя на берегу озера Кабан. Всегда хотел убрать с Пушкина бывший корпус Потребкооперации.

Обе фотографии сделаны с одной точки. Казань, было — стало.
источник