Официальный комментарий Натальи Касперской:Сегодня Центральным Банком РФ было объявлено об отзыве лицензии ООО КБ «Нэклис», совладелицей которого я стала три года назад, не по своей воле.
Небольшой банк, куда я «по знакомству» положила довольно крупный депозит, несколько лет подряд аккуратно платил проценты по вкладу, но потом вдруг оказался не в состоянии его вернуть. Менеджмент банка предложил мне конвертировать депозит в долю в банке, я необдуманно согласилась. Тогда я не понимала отличий банковской деятельности от обычного бизнеса, мне показалось, что проблемы банка – относительно небольшие, и их можно решить так, как в обычном бизнесе.
Банковский бизнес оказался гораздо сложнее, чем мне представлялось со стороны, а проблемы банка – глубже. После двух лет попыток разобраться с накопленными проблемами, я поняла, почему ЦБ так безжалостно «косит» малые банки. В итоге я подготовила и направила руководству регулятора докладную записку, в которой попросила помочь разобраться с ситуацией в кредитном учреждении.
В октябре 2019 года ЦБ РФ провел проверку, выявившую значительные нарушения. В банке вскрылось множество неустранимых проблем с кредитами и бизнес-процессами, имеющих многолетнюю историю.
Однако изначально я согласилась «зайти» в банк, надеясь использовать его как тестовую площадку для разработки новых финансовых технологий, доступных средним и небольшим банкам, и сделать его по-настоящему цифровым. Этот план я обсудила с руководством Центрального банка в 2018 году, и они его одобрили.
Я создала в InfoWatch специальное подразделение финтеха, и мы начали заниматься разработкой финансовых технологий, основанных на анализе больших данных и ИИ. Сейчас эти технологии готовы к тестированию на реальных бизнес-процессах банков и к пилотному использованию, и в их отношении у меня есть сдержанный оптимизм. Это:
InfoBank – система интеллектуального анализа финансового состояния юридических лиц по большим данным из разнообразных открытых источников, а также из приватных систем (в том числе бухгалтерских). Система автоматически создаёт обогащённый финансово-цифровой профиль каждого потенциального клиента, определяя степень его надежности. На основе профиля возможно принять объективное решение о предоставлении надежному клиенту финансовых услуг в онлайне и практически в реальном времени (гарантия, кредит, факторинг и др.).
В декабре 2019 мы протестировали систему в одном из средних банков – с ее помощью банк сумел ускорить процесс по выдаче гарантий в 400 раз.
Whitebank – платформа, предназначенная для автоматического дистанционного предоставления таких услуг, как безопасный расчет, онлайн-гарантии, РКО, быстрый кредит и других. Это начальный набор, он может дополняться любыми сервисами, по желанию клиента, в том числе, небанковскими (страхование и т.д.). Whitebank интегрируется с самыми популярными АБС и умеет отслеживать все изменения в банковской регуляторике в онлайн-режиме.
С моей точки зрения, мы удачно использовали не слишком благополучный банк в качестве удобной пилотной площадки для создания новых технологий и продуктов, по сути «сварили кашу из топора».
Теперь у нас есть две перспективные финтех-платформы, открытые и доступные для использования не только гигантам банковской отрасли (у которых огромные ИТ-отделы и всё своё), но и средним и малым банкам, а также страховому бизнесу.
Надеюсь, банковский рынок положительно оценит эти продукты.
https://www.facebook.com/1517571825197280/posts/2490955574525562/?d=n