Size: a a a

Анкап-тян

2020 October 21
Анкап-тян
Алекс Котов предложил опять поучаствовать в подборке телеграм-каналов, на сей раз чисто либертарианской. Чтобы читатель не заскучал, раз от разу читая одинаковые описания, приведу вместо них собственные.


Libertarico — это больше класслиб, чем либертарианство. Здесь бывают интересные подкасты, и ещё я ценю всякие исторические байки.

Сон Сципиона – канал о республиканизме, который, в отличие от либертарианства, утверждает, что свобода это коллективное достояние, а люди не должны быть равны в правовом отношении.

Анкап-тян — я время от времени отвечаю на вопросы читателей об анкапе, пишу сценарии к роликам, перевожу книжки, и всё это чем дальше, тем реже.

Crypto-Libertarian — канал Алекса Котова про криптоанархизм, инфобезопасность, всякие новости про большие злые корпорации и глупые госрегуляции.

Hyde Park Library — собрание книг по либертарианству, экономике, классическому либерализму. Ведётся не особенно регулярно, но если читать всё, что туда выкладывается, то ни на что иное времени не останется, так что частотой обновления я вполне довольна.

Жизнь с другими — канал Артёма Северского, больше о философии, чуть меньше об экономике (не АЭШ) и о прочих аспектах либертарианства помаленьку.

Furydrops — канал мэйнстримного экономиста Григория Баженова, который, видимо, считает своей миссией научить либертарианцев хоть чему-нибудь в экономике, помимо австрийской школы. Кроме анонсов видео на YouTube, публикуются и самостоятельные тексты, так что есть смысл подписаться, даже если вы подписаны на его ютуб-канал.

Libertarian State — сообщество исследователей и пропагандистов панархии, а также различных подходов к её реализации. Мне особенно интересны лонгриды с попытками подружить ЭКЮ с различными идейными течениями, ну и новости из индустрии чартерных городов.
источник
2020 October 22
Анкап-тян
Можно ли починить то, что не ломалось?

Прочитала книгу Владимира Золоторева Можно ли починить то, что не ломалось? В ней Владимир развивает свой цикл ранее опубликованных статей о природе государства, показывает, что оно отлично работает в штатном режиме, выполняя ровно то, зачем возникло, и размышляет над реалистичными вариантами его сокращения или упразднения.

Фактически, у него получилось что-то вроде ротбардовской К новой свободе, только при помощи иного понятийного аппарата: Ротбард анализировал государство скорее с юридических позиций, а Золоторев — с точки зрения праксиологии, спонтанных порядков и социальной эволюции.

Довольно большой раздел книги посвящён объяснению того, как работает общество (можно даже не добавлять к нему прилагательное «безгосударственное», потому что его естественное состояние именно таково, скорее уж для современного положения дел стоило бы говорить «общество с государством».

В последней части книги приводятся соображения по упразднению государства. Принципиальным для этого оказывается перестать рассматривать государство, как организацию. Из этого становится понятно, почему политические методы борьбы с государством в обычных условиях не дают эффекта; скорее, они его укрепляют, делая более эффективным. Избавление от государства в его современном виде скорее лежит в сфере потери общественного согласия на узаконенный грабёж. В этот момент власть теряется, и государство де факто исчезает.

Далее появляется небольшое окно возможностей для политических методов, позволяющих переформатировать сам политический процесс. Это можно сделать в двух направлениях.

Во-первых, можно сделать предметом политического торга не траты бюджета, а сборы в него, то есть превратить налоги во взносы. Об этом в красочной беллетристической форме много пишет в своём Меганезийском цикле Александр Розов.

Во-вторых, можно превратить государство в акционерное общество, только не в фигуральном, а в буквальном смысле. Далее руководство этого новообразованного АО будет оптимизировать структуру компании уже в рыночной парадигме и встанет в ряд со всеми прочими существующими в мире корпорациями.

Весь материал и конкретные рецепты даются на примере Украины, так что книгку не следует воспринимать как совсем уж дословное руководство к действию в российских реалиях, но это всё-таки более релевантный материал, чем рецепты, основанные на американском материале.

Золоторевское произведение выпущено в составе сборника работ трёх разных авторов. Выкладываю его целиком, но если кто-то выковыряет из общего PDF только золоторевскую часть и переведёт её, допустим, в epub, буду весьма признательна, читать станет удобнее.

#государство, #Золоторев, #обзор, #стратегия
источник
2020 October 23
Анкап-тян
Как при анкапе будут работать международные организации, не связанные с межгосударственным взаимодействием? Например, спортивные — ФИФА, ФИБА и т.д.?

Отец Сибирской демократии

Я мало что понимаю в футболе, и из международных спортивных организаций более или менее знакома только с конфедерацией практической стрельбы, но это не особенно принципиально. Так или иначе, все подобные организации создаются для продвижения тех или иных видов спорта или другой активности (какой-нибудь GreenPeace или Красный Крест — организации того же толка, хотя к спорту отношения не имеют).

Задача подобных организаций — упрощать взаимодействие между локальными командами, клубами и тому подобными подразделениями, вырабатывать единые правила, организовывать соревнования и так далее. Они питаются взносами участников, донатами, продажей рекламы, мерча и тому подобного. Короче говоря, для их деятельности государства вообще не требуются.

В чём проявляется участие государства в деятельности таких организаций? Ну, для спорта это наличие национальных сборных, национальных чемпионатов и так далее. Если государств не будет, то вместо это будут какие-нибудь соревнования внутри условной красной лиги, зелёной лиги, фиолетовой лиги и так далее — а потом финальная схватка за какой-нибудь, хм, радужный кубок.

Всякие там олимпийские игры сейчас официально принимают у себя вовсе не страны, а конкретные города, вот и будут за это право соревноваться не государства, а муниципалитеты, а то и вовсе частные владельцы стадионов да отелей.

Каким-нибудь «врачам без границ» границы, как нетрудно понять уже из названия, только мешают. То же можно сказать и о прочих международных ассоциациях активистов — их возможности от упразднения понятия «государственный суверенитет» значительно вырастут.

Консорциумы, вроде W3C и им подобных, уже сейчас работают так, как будто никаких государств нет, либо, в худшем случае, вынуждены как-то приспосабливаться к их наличию, и не станут плакать по их пропаже.

Короче говоря, я не могу себе представить ситуацию, при которой какая-либо нынешняя негосударственная международная ассоциация не сумела бы практически без изменений продолжить свою деятельность при анкапе.

#анкап

Как нетрудно видеть, на эмблеме фифы никаких государственных границ нет
источник
2020 October 26
Анкап-тян
Кнут и пряник в общении с агрессором: новое видео от Libertarian Band

Зачем свинья взяла в руки молоток и чего добивалась от нашего ведущего? Что делать с нарушителями принципа неагрессии? Можно ли мстить хотя бы без насилия? Каким вопросом стоит задаваться, добиваясь компенсации ущерба?

Представляю вам свежий ролик об индивидуальных тактиках гашения агрессивного насилия. Сценарий сочинялся с молотком у виска, но всё обошлось. Приятного просмотра.

#Libertarian_Band, #NAP, #видео, #тактика
источник
2020 October 29
Анкап-тян
Дизайн-код при анкапе

В Петрозаводске недавно отменили правила размещения вывесок и, скорее всего, предприниматели вновь начнут вешать очень яркие баннеры, дабы заявить о своем заведении, правда, обычным людям такой расклад явно не очень будет нравиться. Что будет с дизайн-кодом вывесок (и с фасадами зданий, ведь по-разному застекленные балконы, да кондиционерные блоки, портят внешний вид объекта) при анкапе?

анонимный вопрос

Это типичный пример вопроса об экстерналиях. Кто оплатит собственнику исторического здания аккуратную реконструкцию вместо дешёвого и качественного современного ремонта? Кто запретит уродовать фасад удобными и полезными кондиционерными блоками? Кто побудит делать баннеры и вывески радующими придирчивый вкус эстета, а не увеличивающими продажи? Кто, если не государство?

Вы, конечно, заранее знаете, что на этот вопрос должен ответить любой анкап. «Конечно, рыночек», — ответит анкап. Но как рыночек всё это сделает? У него нету ручек. Есть у рыночка невидимые ручки, не беспокойтесь. Сейчас поясню, откуда они растут.

Сначала невидимые ручки берут экономику за шкирку и вытаскивают из очевидной жопы. Если никакое государство не будет при этом цепляться за экономику, то рыночку будет легче её вытащить. Каждый предприниматель будет сам решать, ориентируясь на местные культурные нормы и собственные представления о допустимом, какого размера и какой кислотности цветов здесь уместна вывеска, чтобы получить максимум прибыли. И чем лучше защищено его право собственности на то, что под вывеской, тем в более долгосрочной перспективе эта прибыль будет рассматриваться.

Бедный купит квартиру подешевле, по возможности вместительную и не слишком далеко от работы. Зажиточный купит просторную и уютную. Богатый построит красивый дом, в котором каждая деталь будет радовать лично его глаз. Где-то между зажиточностью и богатством о такой архаичной проблеме, как торчащий на видном месте кондиционерный блок, уже будет как-то странно вспоминать.

Какие-то исторические здания будут снесены ради объектов, которые принесут больше дохода. Когда этот доход превратится в богатство и процветание, оставшиеся исторические здания окажутся дорогими и престижными — в их бережную реконструкцию вложатся те, кто захочет жить в исторических зданиях сам или селить там туристов. А кому не хватит старых исторических зданий, найдёт классного архитектора, и тот построит новое здание, которое станет не менее историческим — несмотря на то, что в нём-то будут предусмотрены ниши для кондиционерных блоков. И вывески на нём будут смотреться солидно и благородно. А может, сочно и неоново, если таков окажется дух квартала. Потому что зачем вешать вывеску, нарушающую дух места, особенно если ты не стеснён в средствах? Она будет не столь эффективна.

А где-то вместо таких тонких материй, как дух, будут строгие правила, предписанные собственником территории — или товариществом собственников. Они в своём праве, но скорее всего и они будут своими правилами добиваться того, чтобы их земля стоила дороже, район считался престижнее, а арендатор не слишком пугался ненужных строгостей. У них для этого будет куда более непосредственная мотивация, чем у чиновников из какого-нибудь градостроительного управления.

#анкап, #архитектура, #регуляции, #рыночек

Хотите такую красоту в Петрозаводске?
источник
2020 October 30
Анкап-тян
Механика свободы, Глава 64

Глава 64, Некорректное использование аргументов об экстерналиях, посвящена вопросу о том, как мозг даже самого непредвзятого исследователя склонен подвёрстывать факты под готовую концепцию, когда дело касается поиска аргументов для тех или иных целенаправленных действий. И это не говоря уже о затруднительности отнесения тех или иных возможных последствий к положительным или отрицательным, а также возможном сознательно предвзятом подборе фактов. Всё это здорово выбивает почву из-под утилитарных соображений, которыми оправдывается та или иная политика, а потому в таких вещах уместнее руководствоваться скорее общетеоретическими, правовыми и этическими критериями, а спекуляции о том, что если немедленно не пойти строем в нужном направлении, то случится конец света, оставить демагогам.

#Механика_свободы, #отчёт, #перевод, #Фридман
источник
2020 October 31
Анкап-тян
Как при анкапе обстоит вопрос с правами животных? В отличие от людей, у них нет возможности самообороны.

Разжигатель ненависти к москалякам

Мне нечего добавить по этому вопросу ко всем моим ранним текстам по сабжу, так что я воспользуюсь поводом просто сослаться на них.

1. Либертарианство и охрана окружающей среды. Тут я рекомендую световский ролик про то, что если мы хотим больше животных, давайте их есть и всячески извлекать из них выгоду. Плюс упоминаю Остром, которая показывает, что делать с трагедией общин применительно к дикой природе.
2. Зоофилия. Здесь рассказывается про правовой статус животных, про мораль в качестве главного регулятора отношения к зверюшкам, а также неожиданно всплывает кот по имени Стаббс.
3. Права животных. Тут приводится одна из первых моих неуклюжих формулировок о том, что право есть претензия, которую терпят, и даются советы для фанатов древнего Рима.
4. Цирки, живодёрство, санкции для бродячих собак. Снова немного о правовом статусе животных, но больше о морали и Джеке Лондоне.
5. Об убийстве животных в зоопарке. Начинаю с комариков, прохожусь по кейсу с одной неудачливой обезьяной и заканчиваю светлым прогнозом о том, как Землю поглотит девственная природа.
6. О правах разумных нелюдей. Показываю подходы к установлению правовых отношений с нечеловеческим разумом — на примере попугая.

Вообще, при сочинении очередного вопроса очень рекомендую предварительно заглядывать на страничку навигации и проходиться поиском по предполагаемым ключевым словам вашего вопроса. Вполне вероятно, что вы получите довольно разноплановый ответ на ваш вопрос по уже опубликованным материалам.

#животные, #подборка, #право

Для кого-то девушка из lofi radio, а для кого-то иллюстрация права животных валяться на кровати
источник
2020 November 02
Анкап-тян
К вам приехала машина без водителя. Кто сядет?

С большим наслаждением послушала на канале Екатерины Шульман запись дискуссии о результатах цифровой революции, в коей она участвовала, будучи приглашённой, видимо, для исправления гендерного дисбаланса, в компанию из трёх представителей цифровой отрасли.

Особенно мне понравился момент, когда Андрей Себрант, отвечая на вопрос о том, кто будет нести ответственность за аварию беспилотного автомобиля, заявил, что для ответа просто нужно дождаться сотни таких аварий. Мол, на заре автомобилестроения превентивно предлагались совершенно удивительные меры регулирования, вроде бегущих перед авто мальчиков с флажками, а в итоге мы получили правила дорожного движения, разметку и так далее, чего никто себе заранее не мог и вообразить. Так же и с судами при анкапе, которые, конечно, ответят на вопрос о том, как они будут работать. После того, как заработают.

Обязательно посмотрите, там и сам формат дискуссии выбран довольно интересный, и эксперты в кои-то веки не затмеваются Екатериной Михайловной, и ведущая просто прелесть, мне бы такой шарм.

#будущее, #обзор, #Шульман
источник
2020 November 03
Анкап-тян
Чтения Адама Смита 2020

Не секрет, что Михаил Светов раздербанил ЛПР с единственной целью: избавиться от тягостной обязанности принимать участие в организации чтений Адама Смита и без помех провести свой стрим, посвящённый выборам в США. Поэтому чтения в 2020 году пройдут в странном формате, когда лекторы будут выступать перед гигантской аудиторией аж в тридцать человек, а основной акцент будет перенесён на онлайн-трансляцию.

Исторически с трансляцией у чтений вечно возникали какие-то проблемы. Вот и сейчас, хотя они начнутся уже завтра, ссылки на стрим до сих пор не светят. Её обещают за час до начала трансляции выдать тем, кто совершит дополнительное бессмысленное действие — зарегистрируется в таймпаде мероприятия. Разумеется, этого делать не требуется — вот вам ссылка. Впрочем, любим мы чтения не за странную политику проведения стримов, а за интересную программу. Посмотрим, что нам приготовили на этот раз.

Экономическая секция «Богатство народов»

12:05 — 12:45 Григорий Баженов, экономист, Sensory order Фридриха фон Хайека. Ранее выступал IX чтениях с докладом о том, возможна ли этически нейтральная экономическая наука. Сейчас ведёт ютуб-канал Furydrops.
12:45 — 13:30 Валерий Кизилов, экономист, Экономика коронакризиса: старое и новое. Не знаю, выступал ли ранее на чтениях Адама Смита, но вот в качестве примера его лекция на прошлогодней конференции «Конституция свободы».
13:30 — 14:10 Фарид Хусаинов, экономист, Железнодорожная отрасль и невидимая рука рынка. Вот пример его предыдущего выступления: Как государство завладело железными дорогами — IX чтения.

Этическая секция «Нравственные чувства»

14:30 — 15:10 Людмила Петрановская, психолог, Этические аспекты дискуссий около COVID-19. На чтениях вроде бы ранее не выступала, в сети в основном лежат ролики про детскую психологию.
15:10 — 15:50 Алексей Ракша, демограф, Правда и смертность в эпоху Ковида. Вот пример его вчерашнего выступления на Эхе Москвы. Подозреваю, что оно будет сильно перекликаться с темой лекции.
15:50 — 16:30 Антон Кузнецов, философ, Свобода воли и наука. В сети висят в основном его выступления касательно проблемы сознания. Вот, например, прошлогоднее.

Политическая секция «Политическая риторика»

16:50 — 17:30 Александр Филиппов, социолог, Возрождение Левиафана как вызов и проблема. Вот пример его выступления в рамках проекта Открытый университет, о смысле государства.
17:30 — 18:10 Даниил Цыганков, социолог, автор телеграм-канала Комиссия по регуляторике, Российский фронтир: рождение поля политики из регуляторного гнета государства? В качестве примера его выступлений могу предложить интервью с Цыганковым на канале СВТВ — из тех ещё времён, когда Михаил Светов умел сотрудничать с Сергеем Бойко.
18:10 — 18:50 Евгений Варшавер, социолог, Интеграция мигрантов в России: теория и практика. Вот пример его выступления на Постнауке — как раз про интеграцию мигрантов.

В общем, если во время ночи выборов вам станет скучновато на световском стриме (или на конкурирующем стриме от Леонида Волкова), то у вас будет возможность заранее познакомиться с лекторами предстоящих чтений Адама Смита. Ну а я буду комментировать чтения в текстовом формате у себя в телеграм-канале (возможны ремарки в твиттере по ходу дела, хотя твиттером я толком не умею пользоваться).

#анонс, #ЧАС
источник
2020 November 04
Анкап-тян
Чтения Адама Смита. Доклад 1.
Григорий Баженов. Sensory order Фридриха фон Хайека.

К своим концепциям спонтанных порядков и рассеянного знания Хайек приходит через понятие сенсорного порядка. А это, в свою очередь - то, как он представлял себе работу человеческого разума, то есть эволюционирующей системы восприятия внешней информации, памяти о предшествующей внешней информации и тех воздействий, которые предшествующая внешняя информация оказала на саму систему. В общем, похоже на то, как мне пытались описать работу нейросетей, что логично.

Далее разные сенсорные порядки (то есть разумы) взаимодействуют с физическими порядками (например, физическими объектами) и умудряются в условиях различного предшествующего опыта находить некое общее понимание этих физических порядков.

В результате восприятия множеством сенсорных порядков рассеянного знания образуется экономический порядок, то есть система представления о ценностях, которую можно частично выразить в виде системы рыночных цен.

Короче говоря, это очень абстрактная рамка для восприятия мира, с позиций которой удобно критиковать аналитический подход, всякие красивые модельки с заранее заданной полной и достоверной информацией. Но непосредственно выводить из неё какое-то позитивное знание затруднительно.

#ЧАС #Баженов
источник
Анкап-тян
Чтения Адама Смита. Доклад 2.
Валерий Кизилов, экономист, Экономика коронакризиса: старое и новое.

Сперва Валерий бегло излагает австрийскую теорию экономических циклов, согласно которой кризисы образуются из-за накопления предпринимательских ошибок, связанных с искажениями, вносимыми в структуру рынка действиями центробанков, волюнтаристски задающих процентную ставку, отличающуюся от той, которая бы сложилась на свободном рынке.

Система, в которой накапливаются ошибки, становится неустойчивой, и обвал доверия обычно происходит из-за какого-то внешнего шока, при этом заранее не скажешь, что станет этой последней соломинкой. В нашем случае спусковым крючком кризиса стал регуляторный экстаз государств, реагирующих на известия о характере протекания пандемии.

Далее идёт краткий обзор краткосрочных последствий текущего кризиса: сильнее всего пострадала экономика еврозоны, Азия чувствует себя существенно лучше. По отраслям: сильнее всего пострадала сфера услуг (особенно связанных с путешествиями), что нетипично - в обычные кризисы сильнее страдает производство капитальных благ. Лучше всего чувствует себя производство продуктов питания, товаров для дома - ну и онлайн-сервисы, конечно.

Нетипична и реакция правительств на кризис. Обычные кризисы гасят вливаниями в финансовый сектор, а здесь велика доля прямых раздач денег потребителям. То есть одной рукой людям дают деньги, другой запрещают их тратить привычным образом. Поэтому деньги тратятся странно. Фактически, за счёт раздаваемых гражданам ЕС и США денег субсидируется экономика Китая, ведь именно там ими закупаются потребительские товары.

Собственно, ради этого анекдота и был затеян доклад.

#ЧАС #Кизилов
источник
Анкап-тян
Чтения Адама Смита. Доклад 3.
Фарид Хусаинов, экономист, Железнодорожная отрасль и невидимая рука рынка.

Фарид Хусаинов - редкий пример лектора, который вещает быстрее, чем даже Екатерина Шульман, приходится слушать, вообще не отвлекаясь.

Докладчик рассматривает узкую тему последствий дерегулирования железнодорожной отрасли в России в начале двухтысячных.

Для начала даётся экскурс в экономику дефицита по Яношу Корнаи, каковой дефицит является неотъемлемой чертой плановой экономики.

Затем описывается структура железнодорожного тарифа при СССР: рельсы, локомотивы, вагоны. Вагоны при вице-премьере Немцове дерегулировали (то есть цена за использование вагонов потребителем стала задаваться договором с владельцем вагона), а остальное так и осталось задаваемым централизованно.

В результате тариф на вагоны вырос, это увеличило спрос на вагоны. За этим выросло их производство. Дефицит вагонов пропал, возник избыток. Конкуренция на этом рынке выросла, цены на вагоны упали, тарифы тоже.

Ну а дальше ставка аренды вагонов так и продолжила колебаться, подстраиваясь под конъюнктуру. Что касается рельсовой и локомотивной составляющих тарифа на перевозки, то она всю дорогу безостановочно растёт.

Получилась очень хорошая иллюстрация работы хайековского рассеянного знания и информационной функции цен.

#ЧАС #Хусаинов
источник
Анкап-тян
Чтения Адама Смита. Доклад 4.
Людмила Петрановская. Этические аспекты дискуссий около COVID-19.

Коронокризис резко обострил ценностные вопросы: в основном в форме противопоставления ценностей свободы и ценностей безопасности. Это привело к бесконечным срачам о том, кто больший людоед.

Далее идёт интересное рассуждение о том, что в известной дилемме вагонетки нет собственно этического выбора. Выбор есть, но он происходит, исходя из каких-то иных соображений, нежели выбор между добром и злом. Зло создано самой ситуацией. Вот и со срачами вокруг короновируса примерно то же самое: выбор тех или иных стратегий поведения при этом не имеет отношения к этике.

При этом из фокуса внимания уходят, будучи заслоняемы абстрактными этическими лозунгами, личные интересы людей. Человек принимает решения, руководствуясь ими, но слишком часто оправдывает свои действия этикой, и это затрудняет дискуссию, потому что вокруг принципов сложнее вести переговоры, чем вокруг интересов.

Также отмечается, как ненавязчиво власть над самой базовой человеческой деятельностью захватили какие-то ранее неинтересные регулирующие органы - но раздражение от их ограничений переносится людьми друг на друга. А зря.

#ЧАС #Петрановская
источник
Анкап-тян
Чтения Адама Смита. Доклад 5.
Алексей Ракша. Правда и смертность в эпоху Ковида.

Важная особенность демографических данных по пандемии: чрезвычайная их разнородность, что осложняет сопоставление по странам. Поэтому быстро стало ясно, что единственный надёжный показатель тяжести протекания пандемии - это избыточная смертность.

Далее описывается, как в России происходит регистрация смертей в ЗАГСах, как эти данные попадают в Росстат, и как он дальше эти данные исправно публиковал, а с апреля прекратил делать это вовремя. Официально - из-за нарушения режима работы ЗАГСов. Де факто - паралич мотивации, неясно, куда рисовать.

Дальше даются пояснения о том, почему официальные данные совершенно неправдоподобны. По данным об избыточной смертности можно получить достоверную инфу, но с запозданием в полтора месяца.

Для оперативного отслеживания приходится пользоваться такими странными метриками, как число запросов в яндексе "не чувствую запахов".

Если посмотреть накопленный итог по избыточной смертности, то за время пандемии в России получается около 150 тысяч человек.

В целом доклад представляет собой писк души специалиста, который видит сознательную деградацию в своей профессиональной сфере и пытается хоть как-то поправить положение дел на том уровне, который ему доступен.

#ЧАС #Ракша
источник
Анкап-тян
Чтения Адама Смита. Доклад 6.
Антон Кузнецов. Свобода воли и наука.

Свободу воли можно уничтожить, либо разрушив аргументами о том, что её нет, либо просто подавив. Последнее гораздо эффективнее.

Однако обычным людям кажутся более убедительными аргументы от науки. И это несмотря на то, что они непоследовательны и противоречивы.

Виды аргументов против свободы воли:
1. От предсказания. Поведение человека можно предсказать до того, как он примет сознательное решение.
2. От манипуляции. Поведением можно манипулировать, как сознательным воздействием, так и фактами природы.
3. От мозга. Решение принимаем не мы, а какие-то участки мозга.

1. Есть ряд экспериментов, в которых предсказывается, какое решение будет принято, до того, как человек принимает сознательное решение. Тем не менее, сам факт того, что чьё-то решение можно предсказать, никак не доказывает, что у него нет свободы воли. Мы можем, например, знать его мотивы, и по ним вычислить решение.

К тому же все подобные эксперименты относятся к совершению простейших действий первого порядка - о долговременных решениях и близко речи не идёт.

2. Что касается манипуляции, то это потому и манипуляции, что они подавляют свободу воли. Тем не менее: подавляет, но не уничтожает. Наблюдения вроде того, что сытость способствует благодушию и так далее - тоже не аргумент против свободы воли, будь иначе, мы бы не были способны к долговременным действиям, будучи привязаны к пищеварительному циклу.

3. Утверждается, что свобода воли - магическое понятие, размыкающее цепочку физических событий.
Также можно заявить, что всё сознание фундировано мозгом. Но мозг фундирован нейронами. Те фундированы биохимией. И так далее, бесконечная регрессия. Принятие такой аргументации в принципе отрицает любые высокоуровневые понятия.

В связи с этим предлагается не наяривать на материализм, рассуждая о подобных идеалистических концепциях. Не можем построить объяснительную редукцию - и чёрт с ним, принимаем как есть. Нейроны не могут ничего хотеть, хочет высокоуровневая сущность, именуемая сознание. Так что нужно просто аккуратнее уточнять предмет разговора, и в одних случаях говорить о физике и биологии, а в других - о всяких там философских концептах.

#ЧАС #Кузнецов
источник
Анкап-тян
Чтения Адама Смита. Доклад 7.
Александр Филиппов. Возрождение Левиафана как вызов и проблема.

Гоббс в Левиафане много взял у Аристотеля, превзошёл его и переработал. Утверждается, что это наиболее значительный трактат о политической философии, когда-либо изданный на английском (Локк негодует).

Излагается биография Гоббса и перепитии издания его книг, которые были для многих издателей слишком скандальными.

Гоббс очень уважал чистые науки, то есть не опирающиеся на опытное знание. Таковыми он считал геометрию и политическую науку. Поэтому своё естественное состояние и общественный договор он выводил не из истории, а из априорных представлений о человеческой природе.

Таким образом, по Гоббсу, существующее политическое положение - это точка на умозрительно прочерченной траектории от естественного состояния через зарождение политического общества в настоящее.

Внутри государства мир, вне государства война.
Внешне человек лоялен суверену. Внутреннюю свободу ограничить невозможно.

Суверен у Гоббса - не самодур, а воплотитель воли общества, и божественного закона, явленного через неё. Но как убедиться, что суверен будет их воплощать? Что помешает людям подчиняться иным суверенам? А вот, не должно быть никакого надгосударственного суверенитета, вестафальство, доведённое до абсолюта.

Разумеется, по мере глобализации это стало казаться устаревшим. И тут - пандемия. Всё, Левиафан радостно проснулся, как ни в чём ни бывало, и сейчас актуален, как никогда.

Что дало ему такую силу? Безопасность как сверхценность. Государство, как концентратор индивидуальных воль, внезапно заработало так, как предписано Гоббсом, но это, разумеется, временное, хотя и поучительное, состояние.

#ЧАС #Филиппов
источник
Анкап-тян
Чтения Адама Смита. Доклад 8.
Даниил Цыганков. Российский фронтир: рождение поля политики из регуляторного гнета государства?

Знающие о деятельности российских регуляторов никогда не считали, что Левиафан неактуален, и для них не было неожиданностью, когда они повылезали в силе и славе во время пандемии. Эти органы - та ещё гидра. Даже попытки дерегулирования они, как правило, превращают в упражнение по производству дерегулирующих регламентов.

Последние тенденции - умное регулирование. Оценка регулирующего воздействия, привязка к поведенческой экономике и всё такое.

Какие есть идеи насчёт продвижения дерегулирования? Прежде всего сокращение административных барьеров. Нагрузка, которая ими производится, поддаётся подсчёту - это модель стандартных издержек. После предъявления цифр издержек на исполнение тех или иных требований добиваться их отмены или смягчения становится проще.

Какие методы донесения информации до первых лиц обычно используются? Скандалы в прессе, письма в инстанции. В последнем случае цифры оценки издержек как раз полезны.

Рыбная отрасль на Дальнем Востоке активно использует подобные методы, сопротивляясь регуляциям с использованием таких вот расчётов. Получается с переменным успехом, но тренд всё равно на закручивание гаек.

На примере этой отрасли можно привести цифры, демонстрирующие регуляторный гнёт. Оказывается, он вполне сопоставим по величине с налоговым.

Вооружась всеми этими данными, предполагается активно идти в политику под флагом дерегуляции, привлекая поддержку бизнеса.

Видим пример воплощения риторики Шульман о том, что объединяться следует не вокруг общих идей, а вокруг общих интересов.

#ЧАС #Цыганков
источник
Анкап-тян
Чтения Адама Смита. Доклад 9.
Евгений Варшавер. Интеграция мигрантов в России: теория и практика.

Что подразумевается под интеграцией мигрантов? Выделяют четыре аспекта. Образовательный, социальный, культурный и идентификационный.

Прежний подход: теория линейной ассимиляции. Было несколько миллионов условных ирландцев, через некоторое время они уже просто американцы. Сейчас рассматривается скорее теория сегментной ассимиляции: разные сегменты этнического сообщества ассимилируются по разному. Так, например, пенджабские сикхи, оказавшись среди реднеков, обнаружили, что без ассимиляции они лучше преуспевают, не смешиваясь с этими отбросами.

Мигранты в первом поколении никогда полностью не интегрируются и скорее ориентируются на свои круги общения. Смотреть стоит на мигрантов второго поколения.

Проводилось изучение мигрантов второго поколения в Россию из Закавказья. Можно предположить, что интеграция весьма успешна. Высшее образование они получают чаще сверстников из этнического большинства. В социальном плане - интегрируются в социум. В плане культуры - ценят страну происхождения, но и ценят российскую культуру, то есть интеграция инклюзивна. В итоге оказывается, что миграция мигрантов в России происходит весьма успешно, на уровне Австралии. С чем связано?

Прежде всего, не складывается этнических гетто. Дело в том, что в СССР не складывалось классовое пространство, и прочее интернационалистское наследство. С усилиями государства по интеграции это никак не связано (рискну предположить, что хорошая интеграция как раз, наоборот, происходит в силу полного наплевательства государства - возьмись оно эту тему курировать, имели бы ситуацию, как в Европе).

#ЧАС #Варшавер
источник
Анкап-тян
На этом у меня всё на сегодня, это был интересный марафон, надеюсь, вам понравилось.
источник
2020 November 08
Анкап-тян
Эволюция демократий в двух case-studies

В США прошли довольно грязные выборы в коллегию выборщиков, и какое бы решение электоры в итоге ни приняли насчёт кандидатуры президента, его легитимность будет под большим вопросом.

В ЛПР окончательно оформилось разделение на две независимых партии. Обе провели свои съезды, избрали руководящие органы, скорректировали уставные документы — и намерены конкурировать за людей, желающих вступить в либертарианскую партию.

ЛПР — это ориентир для системы управления США. Точно так же, как совсем ещё недавно было в ЛПР, США расколоты примерно пополам, а это означает, что каждая из сторон вынуждена тратить несоразмерные усилия по навязыванию своей повестки второй стороне, а та лишь ждёт удобного момента, чтобы после очередных выборов поотменять это всё к чёртовой матери. На выборы в США было потрачено несколько миллиардов долларов, этого бы хватило для реорганизации единого дисфункционального правительства в систему из двух контрактных юрисдикций, каждая из которых могла бы свободно конкурировать за налогоплательщиков.

В ЛПР есть региональные отделения, почти в полном составе ушедшие в один из форков партии, а есть колеблющиеся штаты, где в итоге образовалось по два полноценных отделения. Схожим образом должно получиться и в США: крупные города почти в полном составе уйдут под демфорк, глубинка под респфорк, а где-то образуется достаточная чересполосица, чтобы для смены юрисдикции не нужно было даже переезжать в соседний квартал, потому что представительства обеих расположены в одном квартале.

Хочу пожелать США не останавливаться на достигнутом расколе и продолжить его углубление, не скатываясь в гражданскую войну. Хочу пожелать ЛПР бурного развития, подстёгиваемого конкуренцией. Хочу пожелать читателям видеть в происходящем ростки прекрасного будущего, а не закат цивилизации.

#ЛПР, #США, #экю
источник