Size: a a a

Analysis Paradisis

2018 March 05
Analysis Paradisis
Происходит это потому, что новичок не способен осознать свои ошибки, потому что ещё не обладает для этого соответствующими знаниями, а эксперт предполагает, что другие люди оценивают его знания так же низко, как он сам оценивает свои.

Даннинг и Крюгер получили за это исследование Шнобелевскую премию, между прочим.
источник
2018 March 07
Analysis Paradisis
Push- и pull- подходы в управлении
#терминология

Подобно тому, как есть push- и pull-стратегии продвижения товаров, книга "Impact Mapping" дает определение push- и pull-подходам в управлении. Как можно догадаться из названия, push-подход подразумевает, что по цепочке сверху вниз поступают указания, что и как сделать, а pull-подход подразумевает, что команде обозначается проблема/желание заказчика, а участники команды сами решают, как эту проблему решить/как лучше реализовать желание заказчика. Это сдвиг фокуса внимания с того, что требует заказчик, на то, что ему действительно нужно.

Push-подход — это внешняя мотивация (делай в точности так, как сказал заказчик), а pull-подход — внутренняя (хочу разобраться, почему заказчик так сказал).
источник
2018 March 11
Analysis Paradisis
Сторифрейминг - формирование пользовательского поведения
#терминология #аналитика

Интересный перевод статьи Стива МакКарти о том, что такое и для чего нужен сторифрейминг - процесс написания шаблонов необходимого пользовательского поведения.

Пользовательские истории говорят так: «Вот, что нам известно, или что мы думаем о деятельности клиентов»
Сторифрейминг говорит: «Вот то, что мы хотим, чтобы они сделали».


Читать будет интересно в основном бизнес-аналитикам и продуктологам.

http://uxgu.ru/storyframing/
источник
Analysis Paradisis
Ну и раз сегодня зашла речь про пользователей, то вот)
источник
2018 March 15
Analysis Paradisis
Выявляя требования, старайтесь быть беспристрастными
#аналитика

В очень многих книгах предупреждают о распространенной ошибке человека, выявляющего требования - задавать вопрос в форме, уже предполагающей какой-либо ответ. Например:

— Не правда ли, будет здорово, если мы добавим на сайт вот этот раздел?
— Согласны ли вы, что добавление этого функционала не будет полезным для пользователей?

Многим кажется, что "ну и что такого, если опрашиваемый не согласен с моим утверждением, он скажет это", но на самом деле это не так: люди в принципе склонны больше согласиться с тем, что изначально заложено в вопросе.

Вот какой эксперимент косвенно это подтверждает: группы исследователей в разных странах в рамках одного исследования, независимо друг от друга, составили опросники, где был в том числе вопрос, согласны ли люди после смерти завещать свои органы науке. Результаты оказались странными: в одних странах 99% жители были готовы помочь науке, в других же практически никто не согласился.

После долгих поисков причина была найдена. В разных опросниках содержались два варианта вопроса:

— ⬜️ - отметьте этот пункт, если вы хотите завещать свои органы науке.
— ✔️- снимите галку напротив этого пункта, если вы не хотите завещать свои органы науке.

Несмотря на то, что в тексте содержалось пояснение, предварительный выбор был уже сделан за опрашиваемого, что и повлияло на результаты опроса.

Это работает во всех сферах: и в переговорах, и в рекламных письмах: если вы напишете "не хотели бы вы сделать...?", то ответ, скорее всего, будет "нет, не хотели".  Поэтому, выявляя требования, тщательно продумывайте задаваемые вопросы, если хотите получить действительно независимое мнение.
источник
2018 March 18
Analysis Paradisis
Никогда-нибудь - книга про то, как найти любимую работу
#ap_книги

Дочитала "Никогда-нибудь" от издательства МИФ.  Большинство книг, которые я сейчас читаю - от них, потому что мне нравится мысль, что издатели сами читают книги и издают только те, что понравились им самим.

Книга о том, как понять, какую же работу вы будете любить (если вы не любите текущую), какую профессию выбрать (если не нравится своя), и какой метод движения к работе своей мечты подходит именно вам - "взлетная полоса", когда вы бросаете все и на накопленные сбережения начинаете заниматься чем-то другим, или "инкубатор", когда вы не бросаете работу, но выделяете время на что-то другое. Второй способ, кстати, выбрал Энштейн - он проводил 8 часов в день в офисе, разбирая патентные заявки, потом давал частные уроки, а весь оставшийся вечер занимался наукой.

Подойдет как консультация карьерного специалиста тем, кто хочет что-то поменять, но не знает, как и на что. Мне не подошла - мне нравится моя работа :) Но тем не менее, читать было интересно и несколько стереотипов было разрушено - например, что не всякий свой бизнес лучше работы в офисе, и что не всегда хобби можно сделать любимой работой. А еще она легко читается и по объему чуть больше 200 страниц.

Купить можно у МИФ.

Еще дочитала "Искусство объяснять" и "Impact Mapping",  и там есть, о чем написать - затягиваю, но скоро будет.
источник
2018 March 20
Analysis Paradisis
Принципы Пальчинского
#терминология

Петр Пальчинский - российский инженер, экономист и политический деятель начала 20го века. Он отстаивал небольшие эффективные проекты и критиковал большие, масштабные проекты, если видел, что в них что-то не продумано, и говорил, что "проблемы, с которыми мы сталкиваемся в реальном мире, более сложны, чем мы думаем".

Его метод решения проблем назвали принципами Пальчинского:
- предлагайте и испытывайте новое
- когда испытываете новое, делайте это в таких масштабах, чтобы неудача не стала катастрофой
- пользуйтесь обратной связью и учитесь на своих ошибках.

В книге Impact Mapping автор немного переформулировал эти принципы применительно к IT, хотя суть осталась та же:
- Ищите свежие идеи и тестируйте нестандартные подходы
- Новые идеи должны тестироваться в небольшом масштабе, чтобы неудачи не превращались в катастрофы
- Стремитесь получать обратную связь и учитесь на своих ошибках.
источник
2018 March 29
Analysis Paradisis
5 почему - метод для нахождения корня проблемы

Сакичи Тойода, основатель компании Тойота, для принятия решений пользовался методом "5 почему", который стал широко известен и часто упоминается в методологии Lean - бережливом производстве (потому что бережливое производство - это методология, которая началась с опыта  Тойота).

Приходит к вам, например, менеджер, и говорит - клиент отказывается платить за рекламные листовки. Вы начинаете выяснять и все, что вам нужно - задать 5 раз "почему?":

— Почему? Листовки были на день позже мероприятия, на котором они должны были раздаваться
— Почему? Листовки печатались дольше, чем обычно
— Почему? Закончилась краска в принтере
— Почему? Расход краски для этого заказа был слишком большой, а быстро найти краску для принтера не смогли
— Почему? На нашем складе не было краски для принтера (потратили все на предыдущий заказ)

Когда определили первопричину, производим корректирующие действия (следим за количеством краски на складе, поставками и т.д.). Здесь еще важно помнить, что есть действия корректирующие — устраняем первопричину проблемы,  а есть сдерживающие — например, просим сотрудника в таких ситуациях бегать в ближаший канцелярский магазин за краской. Метод "5 почему" направлен именно на принятие  корректирующих действий.

Ну и на самом деле "почему" может быть не 5, а больше, но обычно больше не требуется. Использовать можно в любой ситуации - в том числе, когда кто-то убеждает вас сделать какую-то доработку, а вы уверены, что она проблему не решит.
источник
2018 March 30
Analysis Paradisis
Сделала для Нетологии подборку каналов про аналитику и продукт - советую посмотреть)

Такие каналы довольно сложно найти, но те, что я нашла, интересные и качественные, и большинство из них - авторские. Многие я читаю, а с авторами некоторых общаюсь.

В общем, смотрите и читайте: https://netology.ru/blog/telegram-dlya-prodaktov
источник
2018 April 02
Analysis Paradisis
Качество спецификации
#аналитика

В "Deadline" описана очень простая истина: спецификация системы состоит из двух частей - описание входящих и выходящих параметров, и внутренняя логика.

Если в спецификации нет первой части - она бессмысленна. Например, у вас интернет-магазин - вы можете сколько угодно описывать внутреннюю логику, ставить ограничения "не больше двух телевизоров в одни руки" и т.д., но, если вы не описали, как именно пользователь делает заказ - сообщением в чате, голосом через помощника, перетаскиванием в корзину, то ничего по этой спецификации разработать нельзя. Если нет второй части - внутренней логики, то можно хотя бы начать. Это как готовить еду: можно что-то начать, если есть продукты, но нет рецепта, но ничего нельзя сделать, если есть рецепт, но нет продуктов.

И еще одна хорошая мысль: если в спецификации есть пробелы, то чаще всего они означают неразрешенные конфликты между двумя сторонами. Например, кто-то не договорился, как делать заказ - набором через клавиатуру или голосом, а создающий спецификацию устал быть меж двух огней и решил просто обойти стороной этот вопрос в документе.
источник
2018 April 09
Analysis Paradisis
Один из огромных провалов в управлении проектами - Денверский аэропорт

В 1988 году в Денвере решили открыть аэропорт. Открытие запланировали 31 октября 1993 года, и к этому сроку было готово все, кроме одной части проекта - системы обработки багажа. Потери от задержки проекта составили около полумиллиарда долларов (аэропорт открылся частично только в 1995 году).

Что произошло? В книге "вальсируя с медведями" авторы утверждают, что руководство не хотело принимать во внимание риск несдачи системы вовремя настолько, что предпочло закрыть глаза на все сигналы, а их было много: ни одна компания-подрядчик не хотела брать проект с такими сроками, и в итоге его пришлось отдать с договоренностью "без гарантий сдачи в срок", коллеги из другого аэропорта, внедрявшие эту систему, говорили про нереальные сроки... Вместо того, чтобы изначально продумать альтернативные выходы, все сконцентрировались на автоматической системе. В итоге, когда она не была запущена, не было возможности даже ввозить багаж в аэропорт на грузовичке с прицепленными тележками, поскольку они не влезали в туннель для багажа.

Мораль такая: нельзя управлять проектами, полагаясь только на удачу и игнорируя риски, которые могут привести к краху проекта. Как сказано в той же книге, капитан, который, зная о плохом состоянии корабля, рискует его вывести в море и удачно довозит всех до пункта назначения, виноват не меньше, чем в том случае, где он погибает со всеми пассажирами.

А слова "система автоматической обработки багажа ДМА" с тех пор стали символом некомпетентого управления проектами.
источник
2018 April 10
Analysis Paradisis
Временный пост:

Друзья, у меня есть отличный Senior PHP-разработчик/системный архитектор в поиске работы. Может тимлидить, выстраивать процессы, строить системы с нуля. Применяет DDD, ведет блог о программировании -  https://medium.com/@wrong.about/.  Город - Москва (может рассмотреть удаленку)

Вместе работали - знаю, кого рекомендую :)
Если интересно, напишите мне - @shenzzzi
источник
2018 April 11
Analysis Paradisis
​​Специалисты компании Gartner, думая о том, как создавать новые продукты, соединили три подхода: дизайн-мышление — для создания эффективных идей, бережливое производство — для создания бизнес-моделей и гибкие методологии — для разработки.
Немного подробнее тут: http://bpmcafe.ru/blog/398807

Статью написала Юля Билинкис, преподаватель в НИУ ВШЭ и тоже автор канала для аналитиков — https://t.me/bpmcafe
источник
2018 April 12
Analysis Paradisis
Что такое TDD и DDD
#терминология

После поста выше про разработчика мне стали приходить в личку сообщения на тему "вы, наверно, опечатались, не DDD, а TDD". Так вот, я не опечаталась - я написала именно то, что хотела.

А теперь разбираемся, что же такое TDD и DDD:

TDD (Test Driven Development) относится к подходам к разработке. Смысл его в том, что сначала пишется тест, покрывающий какой-то один (самый простой) пользовательский сценарий, и только затем пишется код, который проверяется по написанному ранее тесту. И так, постепенно наращивая сложность сценариев, разрабатывается весь функционал.  При таком подходе разработчики фокусируются на необходимом функционале, а не функционале "на будущее", ведь главной задачей становится прохождение ранее написанного теста, а также перестают бояться вносить правки в систему, потому что с тестами это делать безопасно: их предполагается запускать примерно каждые несколько минут, и если правка сломала код, то тесты об этом незамедлительно сообщат.

DDD (Domain Driven Design) относится к архитектуре системы, это предметно-ориентированное проектирование. При таком подходе разработчик должен хорошо понимать предметную область бизнеса и бизнес-процессы в самой компании, чтобы выстроить архитектуру системы в соответствии с ними. В этом главный плюс DDD: программирование — это перенос законов бизнеса в код. Если человек не понимает законов и правил бизнеса, то это отразится в коде и с этим кодом можно будет работать при создании какой-то домашней страницы, но в сложных системах он быстро станет неподдерживаемым.
источник
2018 April 20
Analysis Paradisis
Про риски в управлении проектами

Читаю "Вальсируя с медведями" (книга про управление рисками), и вот какая основная мысль: у проекта не может быть одной даты сдачи, их несколько — идеальная, эластичная, наиболее вероятная и крайняя.

Идеальная (1% вероятности сдачи) — если все пройдет гладко,
Эластичная (50%) — проект действительно может быть сдан,
Наиболее вероятная (75%) — вероятность сдачи проекта большая,
Крайняя (99%) — когда на проект обрушились все риски и задержки, и позже этой даты он точно сдан быть не может.

Эти сроки можно найти, оценив все риски, которые влияют на проект: например, если все пойдет отлично, то мы сдадим проект в марте, но мы зависим от поставщика, который может задержать срок, а, судя по прошлым работам с ним, задерживает он обычно на месяц. Каждый такой риск уменьшает вероятность сдать проект в марте и увеличивает вероятность сдать проект позже, и в итоге мы получаем график "дата — вероятность сдачи проекта", из которых и берем даты, о которых я написала выше.

К сожалению, при назначении сроков заказчику всегда сообщают идеальную дату, и это приводит к тому, что проект не сдается в срок, а заказчик теряет доверие к исполнителям.

Наиболее разумным авторы считают такой подход: сообщить заказчику наиболее вероятную дату, а команде - эластичную дату. Команде сообщаем эластичную, потому что все понимают, что к идеальной проект не успеет,  и никто не мотивирован работать за наиболее вероятную — эта дата не вдохновляет команду на подвиги.
источник
Analysis Paradisis
​​Вот как выглядят эти два графика (давайте примем гистограмму за график - просто представьте, что по ней идет усредняющая линия): первый просто показывает, какая вероятность того, что проект будет готов к этому сроку или раньше, а второй показывает вероятность, что проект будет сдан именно в этот срок.
Эти типы графиков называются "кумулятивный" и "дифференциальный" соответственно.

Первый проще для понимания, конечно. Просто в процессе оценивания рисков вы будете из второго рисовать первый.
источник
2018 April 22
Analysis Paradisis
источник
2018 April 23
Analysis Paradisis
Про повышение доверия в команде

Я люблю книги, которые говорят о том, что отношения в команде, здоровье компании очень важны. И уже не первый раз натыкаюсь на то, что для повышения доверия между сотрудниками и предупреждения конфликтов из-за характера на западе проводят тренинги, которые, на мой взгляд, у нас бы не зашли (но я могу ошибаться).

В связи с этим хочу провести опрос. Представьте, что ваш руководитель собрал всю команду и предложил поделиться историями о детстве: как вы росли, с какими проблемами вы сталкивались, в общем, просто рассказать о себе. Руководитель также объясняет причину такой странной встречи: он хочет, чтобы все начали понимать, почему тот или иной член команды так себя ведет (в пример он приводит финансового директора, которого считали жадным и считающим каждую копейку, который объясняет, что рос в Чикаго в 1950 году, в очень бедной семье, у них не было даже водопровода, и поэтому он так бережно относится к деньгам).

Отнеслись бы вы к этой идее с энтузиазмом?
1 — Обрадовался бы возможности лучше узнать коллег и поддержал бы
2 — Все равно/сам бы не особо откровенничал, но коллег бы послушал
3 — Посчитал бы затею откровенно глупой и ненужной, рассказывать что-то вряд ли бы стал.
источник
Analysis Paradisis
А еще можно пригласить друзей-айтишников поучаствовать в опросе и заодно показать им канал, ведь каждому автору приятно, когда его аудитория растет 🙂
источник
2018 May 06
Analysis Paradisis
Посты сейчас выходят реже, чем обычно, а все потому, что я в отпуске 🙂 Но сегодня поговорим про конфликты.

Конфликты, полезные для компании

Истина рождается в споре -- это давно известно, но при этом на совещаниях большинство сотрудников боятся высказывать свое мнение. Это происходит из-за отсутствия доверия внутри коллектива и чувства защищенности -- было ли у вас такое, что в компании нельзя было высказывать мнение, противоположное мнению руководства?

Менять эту ситуацию надо именно руководителю.

Во-первых, примите, что конфликт - это нормально и полезно, если в нем не переходят границу. Есть такая шкала классификации: от искусственной гармонии, когда возражения не допускаются, через идеальный конфликт, когда никто не боится выразить свое мнение, к конфликту деструктивному, где люди кричат и переходят на личности. Ваша задача - остаться на точке идеальных конфликтов.

Во-вторых, разрешите конфликтам происходить. Когда кто-то начинает, даже робко, высказывать свое мнение, можно вмешаться и подбодрить спорщика, что он все делает правильно. Это называется "разрешение в реальном времени", и помогает, не уходя с темы, сбавить неловкость.

В-третьих, найдите свои методы и традиции для обнаружения несогласий. Например, можно ввести правила, что молчание на совещаниях считается несогласием, а после совещания каждый должен несколькими словами прокомментировать принятые решения. Это позволит каждому не оставаться в стороне.

И помните: больше доверия - больше "идеальных" конфликтов - еще больше доверия.
источник