
Оперативники при осуществлении своей деятельности опираются на закон «об оперативно-розыскной деятельности» (ОРД). Существует несколько видов ОРД: «прослушка», наблюдение, закупка, наведение справок, опрос и тп. Все эти действия называются оперативно-розыскными мероприятиями.
Нередки случаи, когда при осуществлении ОРД опера часто нарушают основной принцип своей деятельности – конспирацию. То есть, говоря простым языком, «косячат» или «палятся» и это приводит к тому, что объект наблюдения принимает меры, которые потом квалифицируют, как преступление.
К примеру, если опера следили за автомобилем и объект их «вычислил» и предпринял действия, чтобы оторваться от них, думая, что это бандиты и столкнул их в кювет, то такие действия объекта наблюдения квалифицируют, как преступление в отношении сотрудников полиции. Хотя здесь явно нарушен прицип конспирации и никто не видит преступление со стороны самих оперов. Хотя это безусловная обязанность прокуратуры – реагировать на такие нарушения.
А ведь в том самом законе «об ОРД» четко сказано, что оперативникам «запрещается
подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий», а такие действия формулируются, как подстрекательство.
А, как мы знаем, исходя из содержания ст. 33 УК РФ, подстрекательство есть склонение другого лица к совершению преступления. И это - полноценная форма соучастия в преступлении, ответственность за него наступает в соответствии с санкцией конкретной статьи Особенной части УК РФ. При этом преступление квалифицируется как совершенное в группе по предварительному сговору со ссылкой на ст. 33 УК РФ.