🌱 14. Mobile ID. Уникальная идентификация, хорошо знакомая специалистам тема. У операторов уникальная позиция. В силу «закона Матвиенко», они уже идентифицировали абонента, у них есть его паспортные данные. Можно обеспечить быстрый вход на любой web-сервис, екомерс-площадку или сайт «Ведомостей», например. Без использования логинов и паролей, а просто по номеру телефона. Это удобная двухфакторная идентификация.Тут мы не должны толкаться локтями, а должны объединиться, чтобы как можно больше этого сервиса проникало в Рунет.
RCS. Мои коллеги, которые готовили презентацию, меня убеждали, что обязательно стоить о перспективах RCS поговорить. Но, на мой взгляд, эта история уже прошла. Обычные SMS - функциональность отмирающая, это уведомления о сервисных операциях, в основном. Основной мессенджинг идет в WhatApp, Viber, "там-тамах", телеграммах, - где это только возможно. RCS - это попытка вдохнуть новую жизнь в зеленую кнопочку SMS, объединив все мессенджеры в один. В принципе, идея неплохая, но у меня есть сомнение в том, что людей, привыкших пользоваться разнообразными месенджерами, удастся перевести в RCS. Все же это еще повод подумать.
API. Мы хотим продукт, который в своем цикле жизненном постоянно становится чем-то новым, раз в год обновляется и удивляет пользователей. Это требует совсем другого построения микросервисной архитектуры. Чтобы получить бандл типа «получить пиццу бесплатно, если потратил больше денег на ARPU», для этого не нужно и недопустимо лезть в корневые BSS системы. Современные ИТ-компании строят слоеную архитектуру, как пирожное «Наполеон». Тогда партнерские программы можно делать раз в неделю или чаще. Единые API-гейты нам в этом очень бы помогли.
Финтех. Есть хороший пример нашего коллаба с МТС, благодаря которому абоненты МТС и МегаФон могут переводить друг другу деньги без комиссии. Присоединяйтесь! Это хорошая основа, в дальнейшем на эту базу можно, например, продавать кредиты.
Мобильная реклама. Большая история, в которую я очень верю, - мобильная реклама. Кто следит за аналитикой, пользование линейным ТВ, «телесмотрение» падает, а с ним и рекламные доходы. Смотрение уходит в диджитал. Мобильные телефоны, с которых происходит смотрение, это новый инвентарь. Мобильная реклама 4.0 – это будут персональные предложения с высоким уровнем таргетинга. Уверен, что мы здесь можем создать «голубой океан», с серьезным по емкости рынком.
Big Data. Призываю своих коллег - смотреть на возможности биг даты не только для своих собственных нужд, что каждый уже делает в меру возможностей. Давайте попробуем также взять часть рекламных или маркетинговых бюджетов больших корпораций! Сейчас зачастую они тратят соответствующие бюджеты до какой-то степени вслепую. Мы можем предложить им более точный таргетинг, более высокую конверсию, поскольку у нас есть «подложки» бигдаты, преференций, возможность персонально таргетировать.
Телеком – большой рынок, я точно себя отношу не к скептикам, а к мечтателям, которые думают, что при правильном сетапе и грамотной организационной модели из телекома можно сделать хорошего динамичного игрока. Который с успехом сможет претендовать на доли в цифровых сервисах, в том числе. И если где-то мы конкурируем, то где-то мы должны коллаборироваться, не только с партнерами, но и друг с другом, и с другими компаниями.