Вчера у Владимира Соловьева говорили о нацистских концентрационных лагерях
https://youtu.be/RPtxsKyEdDEВ продолжение темы обратим внимание на одну важную деталь. При всей грандиозности системы лагерей и тотальной обреченности его обитателей, попытки освобождения были почти ничтожны. Причем большинство из тех немногих, кто был способен к сопротивлению, уже имело внутренний опыт сопротивления и не принадлежало полностью к западноевропейской культуре.
Так восстание в Освенциме организовала зондеркоманда, состоящая из евреев, а в Треблинке, Маутхаузене и Собиборе советские военнослужащие. И для тех и для других характерно было ощущение особого внутреннего единства и принадлежности к мощной объединяющей идее – религиозной или социально-политической – лежащей за пределами западноевропейской аксиологической системы.
Что касается собственно человека Западной Европы, то для него лагеря явились тотальной катастрофой, парализовавшей волю к сопротивлению. Одна из причин этой катастрофы коренилась в том, что, что начиная с середины XIX столетия Западная Европа религиозно, духовно разоружала себя через либеральную протестантскую теологию, через рационализм Фейербаха, через «смерть Бога» Ницше, пессимизм А.Шопенгауэра, через «христианство без религии» Бонхеффера.
В результате опыт религиозного осмысления цивилизационных и жизненных катастроф и представления о бессмертии, о реальности жизни за порогом смерти были утрачены.
Мир отныне осмыслял и объяснял научный рационализм и когда возникли концлагеря, большинство их обитателей оказались совершенно беззащитны. Освобождение из плена рационалистических идей запоздало произошло только в лагере. Рационально - аналитическое мышление в лагере не только не помогало, но вело прямиком к саморазрушению.
Разумеется, некоторым узникам удавалось именно с помощью прежних увлечений, науки и былых профессиональных навыков сохранить внутреннюю самостоятельность и способность мыслить. Так, молодая девушка Рут Клюгер на многочасовых проверках в Терезиенштадте читала про себя баллады Шиллера и другие стихи, психиатру В.Франклу в том же лагере помогла выжить его врачебная деятельность, Б.Беттельхейм, как психолог, в Дахау находил силы и возможности анализировать происходящее и формировать в сознании схему будущей книги. Музыкант и композитор О.Мессиан в Шталаге VIII написал и исполнил (в мороз, на неисправных инструментах) одно из лучших своих произведений – квартет «На конец времен». Математик Я.Трахтенберг в Освенциме придумал используемую и сегодня систему, позволяющую упрощенно осуществлять математические действия. Члены зондеркоманды Освенцима находили время делать записи о происходящем, причем эти записи отличает великолепная форма изложения и прекрасный язык, что свидетельствует о том, что эти обреченные люди сохраняли высокую письменную культуру и оставались верны литературным традициям прежней жизни. Однако этот «лагерный стоицизм» был тем исключением, которое лишь подтверждало всеобщее правило.