Продолжая тему, начатую
https://t.me/SolovievLive и
https://t.me/annashafran следует предсказать, что произойдёт дальше - Веник и его подельник Дымарский предложат «дискуссию» (уже предлагают), на которой будут утверждать сходство нацизма и сталинизма, Гитлера и Сталина и в качестве ключевого доказательства ссылаться на лагеря, которые были и там и здесь. Предваряя их потуги, хотелось бы сразу не просто сказать, но и доказать, почему такого рода сопоставления ложь и дилетантство вполне в духе одноименного журнальчика.
Существует принципиальная разница между советскими и нацистскими лагерями. В чем она заключается? Прежде всего в разнице систем, породивших то и другое явления. Поэтому в одном случае лагерь исправлял человека через жизнь (бытие), в другом через смерть (небытие), в советском лагере смерть не была главным итогом пребывания, она была следствием тех или иных условий и форм жизни. В нацистском лагере смерть была целью, а ее достижение – основной задачей системы. Заключенные советского лагеря были нужны государству, узники нацистских концентрационных лагерей были не нужны даже самим себе.
Советский ГУЛАГ был естественным продолжением российской дореволюционной системы наказаний. Каторжный и ссыльный опыт тысяч революционеров вошел в общественное сознание, в опыт политической борьбы и зачастую был необходимым условием социального признания статуса революционера. Внутренняя готовность пострадать была присуща менталитету первых поколений советских людей, что учитывала и власть.
Поэтому в художественной и мемуарной литературе лагеря нередко описывались, как важный фактор становления человека, как возможность самореализации, как вынужденное место встреч культурных и образованных людей, где создавались новые и поддерживались старые связи.
ГУЛАГ был картой существующего государства, на которую были нанесены места работы, культурно-воспитательные части, газеты и журналы, книги, театры и даже музеи, как в Соловках, доступные всем социальным категориям, находящимся в лагере. И, наконец, система ГУЛАГА не знала категории лагерей смерти, так как в системе советских лагерей не было ни одной категории заключенных, для которых смерть была абсолютно гарантирована, в отличие от категорий комиссаров, цыган или евреев в нацистских лагерях.
Концентрационные лагеря нацистского государства были принципиально новым явлением, у которого были прообразы, но не было аналогов, то есть это была карта несостоявшегося государства. В нем были и театры и развлечения, но пользоваться ими могла только администрация лагеря и эсэсовцы. Этот мир был создан в обществе, значительная часть которого была готова воевать и даже умирать за Германию, но не испытывать мучения за нее в лагерях.
Внезапный «скачок» в систему лагерей долго не позволял рядовым немцам осознать их реальность, поэтому далеко не все жители окружавших лагеря населенных мест лукавили, когда утверждали, что ничего не знали о происходящем в Бухенвальде, Дахау или Равенсбрюке. Лагеря смерти были закономерностью в нацистской Германии. Советская система допускала со временем исчезновение лагерей, нацистская нет.
Если все это иметь в виду, станет понятным, почему говорить об аутентичности этих систем натяжка, если не умысел. Последнее вероятнее всего. Тем более, если базироваться на чисто внешних сходствах - проволока, узники, администрация, труд. Но в таком случае если Гитлер носил пиджак и ботинки, то Венедиктов хоть раз надевший эти предметы туалета, суть фашист и ничто не убедит меня в обратном.