Собчак, с необыкновенной быстротой восстановившаяся после тяжелых физических травм, полученных в результате аварии и еще быстрее освободившаяся от моральных страданий по поводу погибшей в той аварии девушки, вернулась к своим прежним занятиям – пропаганде маргиналов. Как уже неоднократно говорилось, она падальщица и поэтому очень точно слетается на гниль. Уже был скопинский маньяк, уже был околоцерковный разоблачитель-маргинал, теперь пришла очередь Моргенштерна, который вообще в последнее время занимает в нашем социальном и медийном пространстве место явно намного большее, чем его личностный и «творческий» масштаб. Недостающее пространство додувают с помощью таких, как Собчак.
Так вот, в интервью Собчак (это вообще то не интервью, а набор унылых вопросов, подобранных так, чтобы ответ был очевиден заранее) Моргенштерн говорит о том, что не понимает, зачем праздновать Победу, которая «была 76 лет назад», давно, а, значит, не имеет никакого значения и что нужно, де, праздновать другие победы, например, в цифровой области. А раз не празднуем, то, стало быть, их нет.
Открою Моргенштерну, что по словам одного из крупнейших наших специалистов по цифровизации Ольги Усковой, которая кое что понимает, Россия сегодня находится на первом (!) месте в мире по разработкам в области искусственного интеллекта. Но он этого не знает, поэтому не понимает, поэтому и говорит то, что говорит. Ему нечего праздновать.
Так и с Победой – не понимает, потому что не знает и, что самое главное и самое противное, и не хочет знать. Потому что вот это тщательно пестуемое им и такими же как он спасительное незнание, которое всегда у них наготове, словно щит у дикаря, они всегда используют, чтобы снять с себя любую моральную ответственность за свои действия. «Не знал». «Не понимал». «Не ведал». А ведь история очень юридична и незнание исторических законов точно так же не освобождает от ответственности за дичь и маразм, как и незнание юридических. Да, он уже извинился, что-то там бормотнул насчет того, что «не хотел обидеть», но извиниться не значит понять. Это значит отвязаться от назойливых претензий разных людей, поэтому и произносятся эти извинения уныло, кисло, принужденно, совсем не так, как слова «Bitch, я молодой аристократ, сука, на мне камни сто карат”.
Но дело не только в этом. Праздники, отсылающий к старым, великим событиям, в которых люди были ближе всего к себе, к другим, к своей стране – фундамент общества, основа любого государства. Во Франции ежегодно парадами и фестивалями отмечается День взятия Бастилии, а она была взята более 200 лет назад. А религиозные праздники, которые отмечаются торжественными службами, крестными ходами, процессиями, стояниями, насчитывают порой около двух тысяч лет. Любой человек, нормальный человек (это важно пояснить) если ему интересен окружающий мир вообще, а не какая то его часть, невольно задается вопросом: «Что это? С чем это связано? Что заставляет людей спустя тысячу лет 70 лет замолкать, задумываться, плакать, радоваться, куда-то идти, что-то делать? Ведь не может же быть, чтобы все эти миллионы людей ничего не понимали, были околпачены, зашорены, косны. Если они столетиями делают это, значит в этом есть смысл, это их держит, наверное, это действительно важно». А человек не очень нормальный, не привыкший стараться понять и вообще привыкший считать любое усилие дискомфортом, бубнит: «Не понимаю. А, значит, чушь. Старье. Хлам. И нечего тут…»
И как тут объяснить, что понять Победу – это понять, почему ты сейчас стоишь на сцене и орешь про бабло и баб. Что если то, что было несколько десятков лет назад (даже Победа) хлам, то что останется от тебя (оставят от тебя поклонники) через пару лет. Ибо законы забвения и непонимания неумолимы и «крот истории» роет под всех одинаково.
Ему бы подумать… Впрочем, о чем это я.