А вот и наши заокенские друзья подоспели с вполне ожидаемой реакцией на российские выборы – «всё не то и не так».
Претензия Госдепартамента США – «не были соблюдены международные обязательства, из-за чего граждане не смогли воспользоваться своими политическими правами». Плюс, анонсировано непризнание выборов в Крыму.
Великобритания и ЕС, несмотря на взаимную неприязнь после развода, ради такого дела выступили единым фронтом и заявили о том, что «демократические свободы в России находятся в большой опасности».
Просмеявшись и отряхнув уши, зададимся вопросом – а чем грозит непризнание итогов парламентских выборов пресловутым «международным сообществом»?
Во-первых, хорошая новость – а нет никакого «международного сообщества». Есть воля отдельных субъектов.
Китай, например, одним из первых уже признал легитимность российских выборов. Что решат все остальные - личное дело каждого. Кто хотел - направил своих наблюдателей. Кто не хотел - пусть верит на слово. Всего на выборах присутствовало 245 международных наблюдателей из 59 стран мира.
Во-вторых, сам дискурс о признании или непризнании выборов в чужой стране является весьма порочной практикой последнего времени.
В международном праве электоральные вопросы относятся к сугубо внутренней компетенции каждого государства. То, что на участки вообще стали допускать иностранных наблюдателей – это, скорее, уступка политическим тенденциям последнего времени, но никак не международно-правовое требование.
Вообще, парочка осуждающих резолюций от наших западных партнёров – это самое меньшее зло. Потому что все самое интересное и самое страшное обычно происходит вне официальных реакций и комментариев.