Эффективность: мировая экономическая теория и современная практика
Теория бережливого производства. Производственная система Тойоты
В 1950-е годы в Японии рождается Производственная система Тойоты (Toyota Production System, TPS), основанная на идее управления предприятием на базе постоянного стремления к совершенству в снижении всех видов издержек и создании наилучшей ценности для потребителей.
Суть феномена производственной системы компании Тойота в переходе от производства относительно низкокачественной продукции к выпуску превосходных автомобилей, которые превзошли свои зарубежные аналоги (прежде всего американские) одновременно и по качеству, и по себестоимости (и соответственно итоговой цене для покупателя).
В основе теории бережливого производства лежит теоретическое осмысление феномена крайне успешного практического развития производственной системы компании Тойота. Родоначальником производственной системы Тойоты и теории бережливого производства является Тайити Оно.
Большой вклад в развитие теории бережливого производства вносят
Э. Деминг, С. Синго, К. Исикава, Д. Крафчик, Д. Лайкер и др.
Можно выделить три ключевых фактора успеха японской теории бережливого производства, реализованной в корпорации Тойота.
Постоянное стремление к совершенству
Каждый сотрудник максимально вовлечен в жизнь компании, постоянно думая о том, как на своем рабочем месте сделать производственный процесс более совершенным и эффективным. «
Председатель Toyota Motor Эйдзи Тоёда отмечает: «Для японских рабочих характерно то, что они работают не только руками, но и головой. Наши рабочие вносят 1,5 миллиона рационализаторских предложений в год, и 95 процентов из них находят практическое применение… Более того, это непрерывный процесс совершенствования, в котором участвуют все — и менеджеры, и рабочие... постоянное стремление к совершенству ради совершенствования — самый надежный путь повышения конкурентоспособности компании. Если вы заботитесь о качестве, прибыль позаботится о себе сама».
В центре – человек
Человек является «главной ценностью и высшим достоянием организации», об этом говорит Имаи Масааки, автор книги
«Кайдзэн: ключ к успеху японских компаний». Лучший способ развития компании в целом – раскрытие творческого потенциала каждого ее сотрудника.
Тойота реализует:
🔹 ротацию сотрудников для поиска наиболее подходящего места для каждого специалиста и раскрытия его индивидуальных способностей;
🔹 масштабную систему профессионального обучения;
🔹 многоступенчатую систему вознаграждений, включающую материальные и нематериальные стимулы.
Создание ценности выше цели получения прибыли
Сотни тысяч сотрудников корпорации Тойота по всему миру работают на общую цель, и эта цель не сводится к получению прибыли. Отправная основа для Тойота — создание ценности для потребителя, общества и экономики, а рост прибыли компании – следствие лучшего создания этой ценности. При этом именно такой – казалось бы парадоксальный подход и дает на практике наибольшую прибыль. Каждый сотрудник вовлечен в этот поход и осознает себя прежде всего творцом - создателем ценности. Его мотивация и труд интегрированы в создание ценности, которая дает максимальную величину прибыли и определяет вознаграждение сотрудников компании. Общее благо и личный интерес гармонично согласованы.