К слову, нельзя приписывать одному лишь православию победу над агрессией немецких и скандинавских крестоносцев (которая вовсе не закончилась в 1242 году, и после этого были ещё Раковорская битва и битва на Мироповне 1268 года, и оборона Пскова князем Довмонтом в том же году, а также локальные конфликты Новгорода с Швецией во 2-й пол. XIII в.). Это была общерусская победа, которую ковали как новгородцы и псковичи, так и владимирцы («низовцы»). Все они названы в немецких источниках того времени русинами/русскими (die Rûßen) из Руси (in der Rûßen). В рядах воинства Александра Невского были как христиане, так и язычники.
Известно, что в Новгороде ещё в 1227 г. «съжгоша вължвы 4, творяхуть ѐ потворы дѣюще», у которых было большое количество сторонников («многихъ прелщающе»). Что интересно, за языческих волхвов заступались даже княжеские дружинники и бояре («и се мужи княже Ярославли въступишася о нихъ»). И это происходило через 230 с лишним лет после крещения Руси в одном из крупнейших городов и культурных центров Руси, столице отдельного княжества! Можно представить каких масштабов был авторитет этих волхвов и мощь язычества, если данные об этом событии попали в христианские летописи (Новгородскую первую, Никоновскую и др.).
В следующем году вспыхнул мятеж, а в 1231 г. в городе свирепствовала огненная стихия, притом и в самом Новгороде и во Владимире горели церкви. (Во Владимире сгорело аж 27 (!) церквей и двор блаженного князя Константина, сына Всеволода Большое Гнездо).
Новгородская I Летопись сообщает о новгоодском пожаре: «Загорѣся тъ Матѣева двора отъ Вышковиця, и погорѣ вьсь коньць Славьньскыи оли и до конця Хълма, мимо святого Илiю; не ублюде Богъ святыхъ цьрквеи. Нъ толми боше лютъ пожаръ, яко по водѣ огнь горяше ходя чрезъ Вълхово, а всѣмъ людьмъ зрящимъ; и головъ нѣколико истопе въ Волховѣ» [ПСРЛ, т. III, сс. 47-48]. Летопись не называет причину пожара по понятным причинам, однако, всё вполне очевидно: сопротивление поголовной христианизации со стороны языческого мира (который и не думал исчезать в 988-990 гг.).
Игумен Памфил (XV-XVI вв.) возмущался, что псковичи во время Купальской ночи играли «в бубны и сопели и гудением струнным».
Русское язычество в Новгородской земле, кажется, было уничтожено только в 1-й трети XVI столетия. В письме митрополита Макария от 1534 г. молодому Ивану Грозному сообщается о том, что «скверные мольбища идольские сохранялись и до царства великого князя Василия Ивановича» (Василий Третий, годы правления: 1505 – 1533), а также, что в качестве мольбищ используются «лес и камни и реки и болота, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и озёра».
Возле Пскова ещё в конце XVI столетия стояли идолы языческих богов (их видел, к примеру, путешественник Иоганн Вундерер).
Окончательная победа христианства на Северо-Западе Руси приходится как раз на конец XVI - нач. XVII вв. Хотя какие-то языческие атрибуты сохранялись вплоть до XX в. (например, почитание Мокоши на Севере или традиция оставлять «бороду» (< «Велесу на бородку») при сборе урожая.
Тысячелетняя история Руси — это не история христианства, это симбиоз пришлой греко-болгарской веры и местного язычества, которое даже спустя несколько веков после крещения Владимира удерживало сильные позиции, особенно на окраинах государства.
#Русь #история #язычество