Публикуем пусть и с запозданием
До Кондопоги и Сагры была Тверь
15 августа 1327 г. жители Тверского свободного города (в состав Орды он не входил), доведённые беспределом со стороны ордынского посланника, устроили татарский погром по всей Твери.
В учебниках это выступление назвали «восстанием», ссылаясь на иго, однако, город Тверь был вольным и независимым и в состав ордынских улусов не входил (см. карты
http://cs323118.vk.me/v323118447/2f36/P_ZvhQSMgsI.jpg ,
http://cs322325.vk.me/v322325447/2412/-mQMukDui_0.jpg ). Главной причиной выступления было хамское поведение людей двоюродного брата ордынского хана Узбека - Щолкана (Чол-хана). Он самовольно заселился в княжеском дворце,, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Примечательно, что Чол-хан планировал захватить Тверь, а русский народ обратить в ислам - это должно было случиться на праздник Успения. Разозлённые свободные Русские люди взялись за оружие, чтобы преподать незваным гостям с юга урок толерантности и мультикультурализма. И им не было дела до того, что они подняли руку на родственника золотоордынского хана. Они были свободными и Русскими.
Выступление началось с попытки татар из свиты Чол-хана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко. Возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён там заживо, вместе с дворцом. Были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов.
Вот что сообщают летописи:
«Безаконный же Шевкалъ, разоритель христианьскый, поиде на Русь съ многыми Татары, прииде на Тверь, и прогна князя великого съ двора его, а самъ ста на князя великого дворе съ многою гордостию; и въздвиже гонение велико надъ христианы, насилство(мъ), и граблением, и бие(ние)мъ и поруганиемъ. Народи же, грьдостию повсегда оскрьбляеми отъ поганыхъ, жаловахуся многажды великому князю, дабы ихъ оборонилъ; онъ же, видя озлобление людий своихъ, не могый оборонити, трьпети имъ веляше; и сего не трьпяще Тверичи, и искаху подобна времени. И бысть въ 15 день месяца августа, въ полуутра, како торгъ снимается, некто диаконъ, Тверитинъ, прозвище ему Дюдко, поведе кобилицу младу и зело тучна поити на Волзе воды; Татарове же видевше, отъяша ю. Диаконъ же сжаливси, и зело начатъ въпити, глаголя: «о мужи Тверьстии, не выдайте!» И бысть межу ими бой; Татарове же, надеющеся на самовластие, начаша сечи, и абие стекошася человеци, и смятошася людие, и удариша въ колоколы, и сташа вечиемъ, и поворотися весь градъ, и весь народъ томъ часе събрашася, и бысть въ нихъ замятня, и кликнуша Тверичи, и начаша избывати Татаръ, где кого застронивъ, дондеже и самого Шевкала убиша и всехъ поряду».
Тверская летопись. ПСРЛ. Т. 15. Стб. 415-416
«А гостей Ординскихъ старыхъ и новопришедшихъ, иже съ Щелканомъ Дюденевичемъ пришли, аще и не бишася, но всехъ ихъ изсекоша, а иныхъ изстопиша, а иныхъ въ костры дровъ складше сожгоша».
Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 10. С. 194