Шанс у каждого в чатике велик😉
ortnit: Вы часто повторяете, что "просвещенный абсолютизм" - лучший политический строй. Для кого? Для России это период, когда более 90% населения страны (русских!) превратила в рабов своя собственная элита. Любопытно, ваши предки в ту эпоху к какому сословию принадлежали?
bohemicus: Отождествление себя в исторической ретроспективе с собственными предками - грубейшая ошибка, которую можно допустить при анализе той или иной исторической эпохи.
Уже в силу того, что никто не может точно определить, кем были его предки. У человека двое родителей, четверо прародителей и т.д. Если принять продолжительность жизнедеятельности одного поколения за 30 лет (так делали, например, древние греки), то мы получим следующую картину.
Допустим, в 2018 году Вы в расцвете сил. Это значит, что в 1988 году в расцвете сил были Ваши родители (2 человека), а в 1958 - Ваши бабушки и дедушки (4 человека). В 1928 году жило 8 Ваших прямых предков, находившихся в самом соку. В 1898 году таких людей, Ваших прямых предков, было 16. И далее:
1868 - 32 прямых предка;
1838 - 64;
1808 - 128;
1778 - 256;
Это эпоха Екатерины Великой, просвещённого абсолютизма и пугачёвского бунта. Если мы дойдём до царствования Петра Великого, то обнаружим там около тысячи (!) Ваших прямых предков. Как и моих, естественно, тоже. Вы можете определить, к какому сословию, этносу, вероисповеданию и т.д. принадлежал каждый из тысячи Ваших прямых предков, живших на земле во время битвы под Полтавой?
У любого из этой тысячи человек есть равные основания считаться Вашим предком. Выделяя кого-то одного, Вы просто игнорируете всех остальных. Хотя, скорее всего, на практике не знаете даже и одного из тысячи (я, честно говорю, что понятия не имею, кем были все эти люди в моём случае).
Поэтому отождествлять себя можно только с людьми, чей уровень образования и образ жизни хоть как-то соспоставим с Вашим собственным. Для начала ХХ века это будет буржуазия, для ХVIII столетия - аристократия. Размышляя об этом, Галковский однажды пришёл к выводу, что при оценке определённых эпох имеет смысл сопоставлять себя только с монархами, потому что наш уровень бытового комфорта и понимания мироустройства в ту пору считался бы королевским. Если мы будем смотреть на прошлое нецарскими глазами, мы просто ничего в нём не поймём.
Что же касается пресловутых 90%, то они, в переводе на реалии нашей эпохе, сопоставимы не с людьми, а с бытовыми приборами (кстати, по-чешски стиральная машина так и называется - "прачка"). Античное восприятие рабов зафиксировано в термине "говорящие орудия", феодальное восприятие крепостных отличалось от него не слишком сильно. Эти девяноста процентов из рассмотрения следует исключить. Бессмысленно отождествлять себя с орудиями. Отождествлять ссебя можно только с равными себе, а для эпохи Просвещения это, повторюсь, аристократия.
Процесс превращения двуногих из говорящих орудий в людей занял несколько тысячелетий. И эпоха просвещённого абсолютизма сделала для осуществления этой трансмутации больше, чем любая другая. Сама идея, что у всех есть права, и что все заслуживают лучшей жизни, была недвусмысленно сформулирована именно просветителями. Так что ответ на вопрос "для кого лучший?" однозначен: "для всех!" Не будь этой эпохи и её идей, возможно, большинство из нас и сейчас оставалось бы говорящими орудиями.
Извините, что так длинно. Короче не получилось
(J'attendrai, или Об одном недостатке "Спутника и Погрома", 2018, комментарии)