Периодически можно прочитать панические сообщения, что в России, на Западе и в Мире до 25% людей не обладают функциональным чтением. То есть, этим людям очень тяжело понять, что же написано в тексте. Цифра обычно варьируется от 10% до 25%, но пишущий чаще всего поднимает руки к небу и делает вывод: Мы обречены. Всё плохо. Какую страну потеряли! Какие прекрасные концлагеря и тотальные унижения всех подряд мы больше не увидим. Доколе!
Вот только тут такое дело. Мы придумали и письмо, и чтение этого самого письма примерно 5 тысяч лет назад. Причем, индейцы примерно тогда же придумали свое «узелковое письмо», отдельно от предков иудео-христианской-исламской и китайской цивилизаций. Так распорядилась наша ДНК, которая предполагала сначала накопление опыта предков в устном виде. А уже потом перевод этого опыта в письменность.
Мы, люди, придумали письмо, когда нам слишком сложно стало запоминать всё в уме. Перед этим, мы смогли без письменности построить первые объекты, похожие на наши будущие храмы и дворца, и даже начать первые большие войны и передавать устно военное дело.
Я это все к чему. Чтение и письменность — не естественные для человека явления. И на свете регулярно (буквально 1/4 популяции) появляются люди, чья психоневрологическая особенность такова, что им либо сложно либо ОЧЕНЬ СЛОЖНО запоминать любые знаковые системы, изображающие человеческую речь (или музыку, придуманную человеком). Практически невозможно.
Дислексия — не изобретение глупых американцев, не признак заката цивилизации и даже не болезнь. Дислексия даже не что-то, что наследуется. Дислексия — это психоневрологическое состояние, мешающее ребенку получать образование через буквы, цифры и другие знаки. Так как человек с дислексией не может качественно постигать мир через книжки, то он, например, в усиленных объемах может изучать этот же мир на слух. Такой человек быстрее заучивает стихи и огромные куски текстов, например. Но для этого человеку кто-то должен прочесть учебник вслух.
Дислексия не лечится, не признак каких-либо реальных проблем с интеллектом и вообще естественна для человека. Природа не создала человека читающим или, например, пишущим программы для айфона. И потому, с введением всеобщего образования мы обнаружили, что до 25% населения планеты может не понимать, что написано, просто потому что на слух они запоминают гораздо лучше, чем в записи.
И теперь очередь за всеми мировыми системами государственного образования, которые должны меняться, и уже меняются с учетом нужд людей с особыми потребностями. Если вам нужна полная тишина и 8 часов на экзамен, то это не значит, что вы не можете учиться в МГУ, например. Это просто значит, что в МГУ по каким-то совершенно не понятным причинам нет условий для получения образования талантливыми людьми. В Гарварде такие условия уже есть. А в МГУ всё еще нет. И это большая проблема, к слову.
Поговорили с Марией Парфёновой, которая первая в нашей стране совершила камингаут и призналась, что она дислексик. И теперь занимается продвижением в России специальных учебных программ для детей с дислексией.
https://russian.rt.com/nopolitics/article/671726-ya-nabralas-smelosti-publichno-govorit-o-svoyom