Size: a a a

Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи

2022 February 01
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
Принцип контраста

Люди подсознательно фокусируются на вещах, которые выделяются на фоне остальных.

Законы восприятия заставляют нас больше обращать внимание на фигуры, предметы, темы и события, которые выделяются на окружающем фоне. Такие предметы или темы автоматически воспринимаются как более значимые и ценные.

Хотим мы того или не нет, но наш мозг автоматически и постоянно сканирует окружающую действительность на «нормальность». Где бы мы ни находились, у нас в больинстве случаев есть понятие нормы для этого контекста. Да, это норма всегда субъективна и индивидуальна, но она всегда есть. Все, что выходит за рамки этой нормы – привлекает наше внимание и, в зависимости от нашиих интересов, получает позитивную или негативную оценку. Наиболее важный момент здесь заключается в том, что мы не можем не обратить внимание на «ненорму», а вот «норма» довольно быстро теряет привлекательность и наше внимание.

Эффект контраста работает не только в визуальной модальности, хотя в ней он наиболее заметен и очевиден. Например, вы всегда посмотрим на рекламный билборд, который принципиально отличается от окружающего визуального фона. Более того, такая реклама с большей верояностью запомнится. Это же относится к аудиальному и голосовому сообщению. Кинестетические или телесные контрасты оказывают на нас еще большее влияние, но меньше осознаются. Нет, это не значит, что мы ориентированны только на острые ощущения, хотя и есть такие любители. Телесные контрасты во многом определяют наше отношение ко здоровью: например, когда у нас что-то болит, это является контрастом по отношению к норме – здоровью. Нам трудно определять незначительные телесные контрасты – наша психика и тело в основном ориентированы на то, чтобы замечать большие контрасты. В частности, если у нас по субъективной оценке болит зуб на 5 баллов из 10-ти возможных, то мы не особо заметим и не оценим, если интенсивность этой боли уменьшится до 4х баллов. Конечно, - это приятно, но незначительно. А вот если интенсивность этой боли спадет до 1-го балла или вообще исчезнет – то это уже событие. Этот же принцип работает и в фитнес-залах: мы не замечаем, как наше тело меняется от тренировки к тренеровке – мы хотим, чтобы эти изменения наступили сразу, одномоментно.

Все, что дает особые, контрастные ощущения, порой ценится человеком гораздо больше спокойствия и стабильности, притягивает к себе интерес и внимание. За фразами «Он не такой, как все» или «Она не такая как все» стоит очень многое. Эти фразы имеют большое количество следствий в наших личных отношениях. Но причина у них одна – принцип контраста. Интуитивно мы понимаем, что все, что отличается от среднего (особенно в лучшую сторону), является редким и дефицитным, а значит, мы это больше ценим и хотим получить. Вообще стремление «не быть как все» многое определяет в жизни большого числа людей. Это стремление – тоже из разряда эффекта контраста.

По моим наблюдениям и по немасштабным исследованиям Джона Фрайтона из Принстонского университета, довольно часто мы бытовые, простые решения принимаем исходя из стремления к среднему и предпочтению знакомого, а вот многие стратегические и долгосрочные решения – исходя из принципа контраста. Однако исследования, которые говорят в пользу этого, имеют малую выборку респондентов и нуждаются в перепроверке. И все же, расхожее мнение о том, что мозг обожает сходства, но учится на различиях в практическом смысле вполне правильно.
источник
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
Одним из важных подвидов эффекта контраста является так называемый эффект сравнительного знания. Суть его заключается в том, что все в этом мире относительно и мы понимаем какой бы то ни было феномен (например, - что такое «хорошо») только в сравнении с каким-то другим феноменом (например, с пониманием того, что такое «плохо»). При этом очень важно что с чем сравнивать: неудачу с успехом или меньший успех с большим. Стиль такого сравнения определяет очень многое. Люди, которые сравнивают неудачу в успехом, используют бОльшие контрасты для формирования своих выводов и поведения. Другие же, которые сравнивают меньший успех с большим, склонны к более постепенным, эволюционным изменениям и плавному росту. В рекламе и маркетинге такие манипуляции используются для лучшей подстройки к целевой аудитории. Например, фразы «теперь на 15% больше» и «теперь в новой удобной упаковке» нацеливают рекламное сообщение на совершенно две разных аудитории.

#когнитивистика, #когнитивныеискажения, #мозг, #мэтры, #классика, #Канеман,  #поведение, #анализповедения, #поведенческийанализ, #эффектконтраста, #профайлинг, #профайлинг_Филатов, #Филатов, #ProProfiling
источник
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
#когнитивистика, #когнитивныеискажения, #мозг, #мэтры, #классика, #Канеман,  #поведение, #анализповедения, #поведенческийанализ, #эффектконтраста, #профайлинг, #профайлинг_Филатов, #Филатов, #ProProfiling
источник
2022 February 02
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
Человек прекрасно способен обойтись без большинства вещей, предлагаемых рынком. Цунами покупок во многом задано вымышленными потребностями, которые продаются клиентам.

На руку компаниям играет способность потребностей «растягиваться». Даже на уровне физиологии, если накормить человека, снизив уровень сигналов голода, а затем предложить ему что-то вкусненькое, происходит биохимический всплеск. Организм начинает убеждать нас: «я взаправду голоден». Потребности – не стакан, который налили до конца, и все, больше не влезет. Иначе мы бы ограничивались одной парой обуви и единственной рубашкой. Даже если потребность де-факто удовлетворена, когда нам предлагают что-то «особенное», с перламутровыми пуговицами, мы согласимся купить.

Восприятие продукта зависит не только от его реальных характеристик, но и от того, что находится в голове у покупателя. А вот с головой покупателя хорошо разбирается профайлинг.

Даже так называемые витальные потребности современных покупателей существуют только в их голове. Большинство людей относительно нормально питается, им есть что надеть и где спать. Не нужно день за днем отбиваться от хищников. Но они жаждут маленького мифа, надежды на то, что очередная покупка улучшит их жизнь.

1 сентября 2018 года в Техасе взорвалась фура, перевозившая дезодоранты Axe. Событие породило волну шуток в сети: пользователи интересовались, где же толпы девушек, которые, если верить рекламе, должны сбегаться на запах. Представительниц прекрасного пола не наблюдалось, что подводит нас к интересному вопросу.

Допустим, моя цель – быть привлекательным для девушек. Производитель дезодоранта улавливает идею и показывает рекламу бренда, соответствующую моим желаниям. Я покупаю дезодорант. В реальности девушки не срываются с места, чтобы побежать за мной, но я продолжаю покупать. Почему? Во время и после использования дезодоранта ничего не происходит.

Однако и самое главное: ценность этого дезодоранта создается на этапе предвкушения награды от его использования.

Мы испытываем удовольствие, подсознательно предполагая, будто что-то может произойти. Достигаем желаемых целей у себя в уме и лишь потом, возможно, - в реальности.

Об этом и о похожем мы поговорим в ближайшую пятницу вечером, на бесплатном вебинаре «Профайлинг в продажах». Для участия обязательна регистрация.

https://proprofiling.com/buyweb

#профайлинг, #продажи, #мозг, #психотипы, #мероприятия, #ProProfiling, #Филатов, #обучение
источник
2022 February 04
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
Прошу простить меня за пятничное философствование.

В чате телеграма и в Инсте периодически всплывают разговоры о том, меняется ли психотип, или нет? Давайте разбираться, ибо этот вопрос действительно важен и, ответ на него для меня является индикатором того, насколько фундаментально человек (и даже занимающийся профайлингом специалист) разбирается в теме…. А это сегодня встречается редко.

Для ответа на этот вопрос мы сперва должны определиться с базовыми понятиями, такими как «темперамент», «характер» и «психотип». Практика показывает, что многие их путают.

Темперамент — это совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности. Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности – генетически запрограммированные свойства нашей центральной нервной системы.

Характер - совокупность относительно устойчивых свойств и качеств личности, которые которыми один человек отличаеся от другого. По-сути это комплекс личностных качеств, индивидуально выраженных у конкрентого человека.

Психотип – это комплекс психологических характеристик, составляющих обобщенную модель поведения человека и его реакции на внешние и внутренние стимулы, созданный с целью объяснения разницы между людьми.

Какие выводы следуют из этих определений?

1) Темперамент в бОльшей степени – биологическое понятие.
«Биология» меняется?
Тяжело, но в определенных рамках – да.
Например, - похудеть на 10 кг и после этого не набрать вес снова возможно? - Да. Легко? – Нет. Быстро? – Нет.

Если у вас нет генетических данных, то вы не станете чемпионом мира по бегу, как бы вы ни старались и не тренировались. Но если вы стараетесь и тренируетесь, то вы почти гарантированно будете бегать лучше (быстрее/стабильнее) 90% среднестатистических людей.  

Это результат тренировки и результат часто незаметного постепенного изменения нашей биологической «нормы». С нервной системой все тоже самое.

Исключения из этого правила есть?
Да, конечно есть. Например, если у вас любой вид наследственной мышечной атрофии, то вы вообще бегать не сможете… Но ходить – при определенных условиях: да.

2) Темперамент влияет на формирование характера, так как является его биологическим фундаментом.
Безусловно это так и с этим не поспоришь.
Но.
Это влияние очень далеко от 100% линейной корреляции. В психологии вообще нет и не может быть таких цифр, потому, что на наше поведение и характер влияют сотни (может и больше) факторов. Утверждать, что все зависит от биологии и генетики – это шаг на 130 лет тому назад и показатель некомпетентности.

Гораздо в бОльшей степени на наш характер влияет воспитание, образование, вид деятельности, окружение и много что еще. И даже питание имеет сопоставимое влияние на наш характер, что и параметры ЦНС.
Поэтому темперамерт - лишь один (и далеко не единственный) параметр, который влияет на характер.

3) Характер – это психологическое понятие, отражающее личностные качества и установки конкретного человека.
Само определение характера говорит о его относительной изменчивости. Конечно, у каждого из нас меняются личностные установки, ценности, качества. И мы этого не замечаем, потому, что это находится у нас «под носом». Но если вы вспомните, каким вы были 5 лет назад, то, если вы будете честны с собой, вы определите разницу.

Конечно, те или иные черты характера могут и усиливаться, и ослабляться. А как по-другому? Человек ведь должен адаптироваться к различным ситуациям и контекстам.

4) Психотип – это инструмент или способ описания характера. По-сути это инструмент упрощения описания характера.

Большинство людей под словом характер понимают что-то довольно сложное и не практичное. То ли дело – психотип. Он просто и понятно описывает разницу между конкретными людьми. Например – один более демонстративный, а другой – менее.

Конечно, психотип определяется на основе наиболее выраженных личностных черт. Могут ли меняться наиболее выраженные личностные черты? Могут. Быстро? Быстрей, чем характеристики темперамента. Легко это сделать? Нет, но легче, чем с «биологией».
источник
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
Итак. Исключительно биологизаторский подход к типологиям – это чрезмерное упрощение. Так тупо проще. Но не правильно.
Я понимаю, что в каких-то моментах и историях надо упрощать концепции. Но принципы должны быть принципами.

Да, на «посиделках» на кухне мы можем сказать, что «люди не меняются». Но правильно было бы сказать: «Люди не меняются, если не меняется их ……». И вместо многоточия – множество слов.

Профайлинг – является поведенческой концепцией, нас прежде всего должно интересовать поведение. Которое меняется в зависимости от многих факторов. Это сложнее, труднее для обучения. Но это так.

Поэтому – в топку всех, кто говорит что-то другое: они либо не достаточно компетентны, либо врут.
источник
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
Но а теперь, - на эту же тему, но уже с актуальной фактологией, а не просто с рассуждениями.

Как изменить характер?

В 2019 году опубликовали довольно масштабное исследование по техникам осознанной коррекции характера.опубликовали довольно масштабное исследование по техникам осознанной коррекции характера.
В академической психологии характер принято описывать с помощью методики «Большой пятерки». «Большой пятерки».
Это 5 наиболее значимых для характера качеств, которые могут иметь различные значения на прямых:

Открытость новому опыту ⟷ замкнутость
Сознательность ⟷ спонтанность
Экстраверсия ⟷ интроверсия
Доброжелательность ⟷ неприязнь
Эмоциональная стабильность ⟷ невротизм

Степень выраженности каждой черты индивидуально варьируется в диапазоне между двумя полюсами. Вместе эти вариации составляют уникальный личностный профиль. Самое важное: «большую пятерку» можно не только измерить тестами, но и отрегулировать как частоты в эквалайзере — с помощью довольно простых упражнений. И это доказано.

Участники недавнего исследования каждую неделю выполняли набор социальных и психологических практик, направленных на развитие конкретных характеристик личности, которые они хотели изменить. И меньше чем за четыре месяца смогли «перепрограммировать» себе характер по своему желанию. При этом, как отмечают авторы исследования, результаты зависели не столько от уровня сложности, сколько от регулярности выполнения психологических практик.

Вот такие вам выводы.

#Big5, #большаяпятерка, #психотип, #психотипологии, #OCEAN, #поведение, #исследования, #поведенческаяаналитика, #личность, #анализповедения, #профайлинг, #дизайнповедения, #профайлинг_Филатов, #Филатов, #ProProfiling
Telegram
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
Что это мы все тут о психотипах и о психотипах?

Давайте уже в Новом году поговорим о моей любимой психотипологии: Большой пятерке?

Кому будет сложно – не жалуйтесь, а постарайтесь разобраться: если вы всерьез интересуетесь профайлингом, то без Big5 сейчас никуда.

Начнем с предыстории и плавно несколько постов будем продвигаться вперед, разъясняя основные детали этой психотипологии.

Для описания себя и других людей у нас есть огромный набор прилагательных, от общих до узкоспецифических: добрый, оригинальный, эрудированный, скрытный, услужливый, осмотрительный, милый, резкий, искренний и много чего еще.

В 1936 году Гордон Олпорт и Генри Одберт проанализировали словарь английского языка и насчитали около 4000 названий человеческих качеств. Их долго крутили и вертели так и эдак: собирали данные по живым людям, подвергали эти данные многочисленным и суровым факторным анализам, ротировали по разным осям, и ещё всякое. В итоге учёные определили пять устойчивых категорий, или диспозиций, к которым можно отнести…
источник
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
Вот список рекомендуемых практик для изменения параметров "Большой пятерки" в своем характере в указанном исследовании.

Пользуйтесь на здоровье.

#Big5, #большаяпятерка, #психотип, #психотипологии, #OCEAN, #поведение, #исследования, #поведенческаяаналитика, #личность, #анализповедения, #профайлинг, #дизайнповедения, #профайлинг_Филатов, #Филатов, #ProProfiling
источник
2022 February 07
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
В профессиональных кругах не утихают споры вокруг израильской технологии Corsight AI, в конце прошлого года заявившая, что способна по ДНК восстановить образ лица человека.

Компания разрабатывает систему «DNA to Face» — алгоритм, который генерирует фотореалистичное изображения человека на основе его ДНК. Ранее эта технология считалась невозможной, но стартап уверен, что у него получится — он уже привлек финансирование и получил нескольких влиятельных специалистов в свой консультативный совет, включая бывшего директора ЦРУ Джеймса Вулси и бывшего помощника директора ФБР Оливера Ревелла.

Пока не понятно, на что конкретно направлен этот стартап: если только ради денег, то он смог заручиться поддержкой довольно авторитетных ученых и чиновников, которые ранее не были замечены в грязных делах.

Технология, как заявляется, Corsight использует алгоритмы машинного обучения для анализа генетического материала, который может быть извлечен из волос, частиц кожи и ногтей человека. Система автоматически выстраивает физический профиль, составляя таким образом фоторобот — более точное изображение подозреваемого преступника или пропавшего без вести, чем могут составить эксперты-криминалисты по описанию очевидцев.

Как именно работает система — неизвестно, поэтому это все и пахнет простым сбором денег с инвесторов. Стартап отказывается раскрывать данные технологии, ссылаясь на конфиденциальность своего подхода и возможных клиентов в лице государственных органов. Но не все так просто….

Стартап впервые представил свой продукт в 2021 году в рамках презентации на конференции Imperial Capital Investors Conference в Нью-Йорке. И получил хорошие отзывы статусной экспертной комиссии. Которая до этого времени тоже не была замечена ни в чем грязном.

Стоит отметить, что Corsight AI не планирует ограничивать себя в разработке системы «DNA to Face». В дорожной карте стартапа, опубликованной на IPVM, также указаны «Voice to Face» для идентификации возможных преступников по голосу и система идентификации походки.

При этом, технологии Spech2Face уже есть и работают хоть и плохо, но работают. Еще в 2019 году была представлена вполне рабочая версия, которая в 2020 была куплена NVIDIA, которая сейчас активно развивает это направление.

В общем, посмотрим, во что все это выльется: пока не понятно. Я пока точно не знаю, но что-то в этом точно должно быть: как минимум расу, пол, возраст, национальность и ряд базовых внешних параметров определить по ДНК скорее можно, чем нельзя.

#технологии, #AI, #техногиганты, #безопасность, #лицо, #голос, #нейросеть, #профайлинг, #криминалитика, #Филатов, #ProProfiling.
источник
2022 February 08
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
В последнее время я интересуюсь знАковыми историями мошенничеств, которые потрясли весь мир. Часто они очень поучительны. История взлета и падения Theranos – одна из самых громких историй в этой теме.

В 2014 году 30-летняя основательница компании Theranos Элизабет Холмс стала самой молодой женщиной-миллиардером, ее стартап оценили в $9 млрд.

Theranos должен был вот-вот представить технологию, которая позволяет делать почти любые анализы крови по одной лишь капле, взятой из пальца. Так утверждала Холмс — и все ей верили: большинство сотрудников, инвесторы, журналисты, политики и даже университеты.
И, признаться, верил даже я.

А она лгала. И очень убедительно.

Когда обман вскрылся, Холмс обвинили в мошенничестве и арестовали. Суд над ней начался в августе 2021 года и уже признан самым скандальным судом прошлого года.

Теперь ей грозит до 80-ти лет тюрьмы, хотя еще недавно ее сравнивали со Стивом Джобсом в области медицины. Около 12-ти лет ей удавалось водить известных инвесторов и партнеров за нос, иметь сотни миллионов оборота в год, но при этом продавать абсолютную пустышку. За весь период своей деятельности она смогла привлечь в свой проект 750 млн долл. и ничего не оставив инвесторам в замен.

Про это уже выпустили несколько книг, фильм,  а с марта 2022 будут показывать телесериал. В общем история для США - очень резонансная.

При этом абсолютно все говорят, что Элизабет удивительно убедительна: она способна убедить кого угодно в чем угодно. В частности, присяжные, которые рассматривают это дело уже полностью отвергли доказательства следствия по 4м пунктам из 11, три посчитали неубедительно доказанными, а по 4м еще едет разбирательство.

Сейчас на суде она разыгрывает довольно чувствительные для американского общества темы, утверждая, что еще в студенчестве была подвергнута абъюзу, изнасилованию и жестоким манипуляциям со стороны своего бизнес-партнера – а по факту ее любовника Рамеша Бальвани. Она утверждает, что практически все делала под его диктовку и была почти в полном неведении и многие в это верят.

Если интересно, - почитайте детали этого дела – они весьма захватывающие.

При этом известно, что Холмс осознанно получала лучшее образование в области социальной инженерии, поведенческой экономики и манипуляциям, что сейчас ставится ей в претензию. В Стэнфорде она обучалась у нескольких мэтров этих тем, в том числе и у Дэна Ариэли лично.


Кстати, о паттернах таких убеждения и внушения мы поговорим на моем пятничном мастер-классе 11 февраля в 19:30.

Стоимость участия в вебинаре 990 руб. Регистрация по ссылке
Присоединяйтесь!
https://proprofiling.com/vn

#социальнаяинженерия, #обман, #Theranos, #мошенник, #манипуляция, #профайлинг, #ProProfiling, #мероприятия
источник
2022 February 09
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
Друзья, несколько анонсов на ближайшие мероприятия в области безопасности.

1) 17 февраля буду принимать участие в онлайн-конференции по кадровой безопасности «Кадры для безопасности и безопасность кадров». На конференции - актуальная информация о корпоративной и кадровой безопасности, текущей ситуации и трендах.
Моя тема – «Социальный профайлинг в кадровой безопасности. Что могут рассказать о кандидате социальные сети?».
Стоимость участия в конференции символическая – 990 руб.
Регистрация по ссылке https://secconf.ru/

2) 28 февраля стартует большая комплексная программа «Специалист по OSINT»! Здесь будут лучшие выжимки из приемов и навыков для решения прикладных задач в области безопасности.
Программа состоит из нескольких сегментов:

- С 28 февраля по 1 марта - Андрей «Кибер Дед» Масалович будет рассказывать теорию, особенности и навыки разведки по открытым источника в течение 16 часов.
- 2 марта - Дмитрий Борощук, будет учить практике разведки, анализу информации и методики её добычи.
- 3 марта - Евгений Виноградов - введет в основы анализа больших данных с применением искусственного интеллекта.
- 4 марта – я, Алексей Филатов буду рассказывать и показывать практичные инструменты анализа социальных сетей и социального профайлинга.

Также все эти блоки можно посетить отдельно.
Детали и информация по ссылке:
https://www.360sec.ru/courses/106

#социальнаяинженерия, #цифровойпрофайлинг, #OSINT, #безопасность, #соцсети, #цифровойслед, #практика, #мошенничество, #мероприятия, #мэтры, #коллеги, #профайлинг, #ProProfiling, #Филатов
источник
2022 February 10
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
#когнитивистика, #когнитивныеискажения, #мозг, #мэтры, #классика, #поведение, #анализповедения, #поведенческийанализ, #Канеман, #риск, #профайлинг, #шум, #профайлинг_Филатов, #Филатов, #ProProfiling
источник
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
Девять принципов снижения шума по Д.Канеману.

О том, что такое шум и как он влияет на наши решения – см. в предыдущих постах.

В целом, все причины шума сводятся к трем тезисам:
1) мы мыслим неточно, предпочитая интуицию логике;
2) мы не хотим (и не умеем) это замечать и признавать;
3) мы легко поддаемся влиянию ситуации и обстановки. и тоже это отрицаем.

Обходить эти ловушки – значит снизить количество шума. В этом помогут простые принципы, которые  Даниэль Канеман и коллеги называют ментальной гигиеной. Следовать этим принципам – все равно что мыть руки перед едой: может и не позволит совсем избежать болезни, но значительно снизит ее риск.

Принцип 1. Если вам нужны эксперты, выбирайте самых лучших.

Ключевые критерии: хорошие эксперты опытны, открыты новой информации и всегда готовы учиться, в том числе и признавать собственные ошибки. Они не импульсивны, хорошо понимают ценность отложенной выгоды  (не ориентированы на быстрые деньги), не религиозны (не фиксированы на каких-то все определяющих идеях) и стремятся к рациональному, а не эмоциональному мышлению.

Принцип 2.
Назначьте наблюдателя за принятием решений.


Взгляд со стороны нередко честнее и всегда дает нам пищу для размышлений. Кроме того, легче распознать предубеждения в других, чем в себе.

Лучше, если наблюдатель будет руководствоваться списком контрольных вопросов, подробно отражающих особенности компании или проекта. Примерные вопросы такого списка:
- Все ли альтернативы были рассмотрены? Активно ли группа искала доказательства, чтобы поддержать эти альтернативы?
- Были ли проигнорированы неудобные данные?
- Не преувеличивают ли участники обсуждения важности того или иного события из-за его чрезмерной драматичности?

Принцип 3.
Дайте слово не только людям, но и алгоритмам.


Алгоритмы не имеют недостатков быстрого эмоционального мышления. Они тоже бывают предвзяты, но только если обучались на предвзятых данных, и в этом случае их работу можно скорректировать. Алгоритмы в отличии от людей, восприимчивы не к историям, а к фактам. И это их большой плюс.

Принцип 4.
Сообщайте эксперту столько информации, сколько нужно.


Лишняя информация может повлиять на суждения эксперта и сделать его пристрастным. Поэтому эксперт должен получить ровно столько и ровно ту информацию, которая необходима для вынесения суждения, – но не больше.
Например, если вы раскроете эксперту то, как вы относитесь к заданной ситуации, то это неминуемо сделает его более предвзятым.

Принцип 5.
Получите независимые суждения у нескольких экспертов.

Получите независимые суждения у нескольких экспертов, не ставя их в известность друг о друге, и предварительно перепроверив их на «экспертность». И лишь потом подумайте, можно ли объединить эти суждения. Если же вы собираете команду экспертов для очного обсуждения, позаботьтесь о том, чтобы они были как можно более разными по жизненному и профессиональному опыту: в этом случае их усредненный ответ будет более взвешенным.

Принцип 6.
Обратите «эффект якоря» себе на пользу.


- «Оцените работу стратегического отдела нашей компании в этом году по шкале от 1 до 5».
- «Оцените работу стратегического отдела нашей компании в этом году по сравнению с прошлым годом».

На какой вопрос ответить легче? Конечно, на второй: наш мозг плохо управляет абсолютными величинами, но обожает все сравнивать. В приведенном вопросе такой «якорь» – словосочетание «прошлый год». Замените суждения ранжированием, шкалы с абсолютными величинами на шкалами с относительными величинами, отдельную оценку каждого из сотрудников – их сравнительной оценкой.
Telegram
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
Несколько выдержек из последней книги Д.Канемана с соавторами «Шум. Несовершенство человеческих суждений».

Вообще, если обобщать, то в профайлинге есть 2 основные проблемы: предвзятости и шум. Все остальное – гораздо менее глобально и проще решаемо.

Предвзятостям посвящена классическая книга Д. Канемана «Думай медленно, решай быстро» и, кстати, моя тоже: «Ловушки и иллюзии мозга».

Предвзятость – это когда вы в однотипных ситуациях совершаете одни и те же ошибки. Например, принимая «гипертима» за истероида.

Шум – это разброс выводов, которые вообще-то должны быть одинаковы. Например вы принимаете гипертима то за истероида, то за паранояла, то еще за кого-нибудь. Или два разных профайлера делают противоположные выводы об одном и том же человеке.

Теперь давайте поговорим о шуме.

Внимательно посмотрите на картинку. На ней 4 стиля в оценке ситуации.

На мишени «А» мы видим практически 100% попадание в «яблочко»: так бывает тогда, когда восприятие и оценка ситуации была адекватной. И результат этого - попадание…
источник
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
Принцип 7.
Регрессия к среднему.


Имея дело с прогнозом, особенно невероятным, помните про регрессию к средним показателям.
Экстремальные, невероятные показатели, будь то оценки на экзаменах, температура за окном или игра на бирже, недолго остаются таковыми – в конце концов (и скорее раньше, чем позже) все возвращается к средним цифрам. Знание об этом принципе позволяет оценить любые прогнозы более трезво.

Например, вице-президент по продажам нанимает нового продавца, который блестяще показал себя на собеседовании. Под впечатлением от этого разговора он прикидывает, что новичок принесет компании не меньше $1 млн в первый год работы – в два раза больше средней суммы, которую заработали прежние сотрудники за тот же срок. Однако куда реалистичнее рассчитывать на $600–700 млн, поскольку все возвращается к средним показателям.

Принцип 8.
Избегайте ярких раздражителей.


Случайный шум порождается усталостью, голодом, цейтнотом, дурным настроением – они делают нас нетерпеливыми.
Не принимайте трудных решений натощак или в дурном настроении. Но и хорошее настроение может сослужить плохую службу. Поэтому лучше всего принимать решения в состоянии ровного спокойствия – не в печали, не в дискомфорте, но и не в эйфории.

Эксперименты показали, что люди в добром расположении духа (к примеру, после
просмотра комедии) становятся гораздо доверчивее, теряют бдительность. Доля
скепсиса никогда не помешает.

Принцип 9.
Эффект ореола.


Рассматривайте разные аспекты проблемы отдельно, вынося по каждому независимое суждение, и лишь потом переходите к целостной оценке.
Эта тактика позволяет не стать жертвой «эффекта ореола».
Например, если студент дал верный ответ на первый вопрос, он скорее получит хорошую оценку, чем если верный ответ будет на последний вопрос. Первое впечатление и общее отношение к человеку делают нас необъективными и подвергают эффекту ореола.
Telegram
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
Профайлинг, менеджмент и регрессия к среднему.

Многие руководители считают, что если на человека ругаться, то он будет делать свою работу лучше, а если хвалить – хуже. Подтверждается это мнение личным опытом – когда подчиненных ругали за неудачи (и после этого результаты улучшались) или хвалили за достижения (и после этого результаты становились хуже) их эффективность очевидно менялась. Мнение это настолько распространено, что многие предпочитают подчиненных вообще не хвалить – чтобы не сглазить или чтобы не расслаблялись.

По опыту люди знают, что очень трудно долго удерживать какие-либо экстраординарные достижения. Особенно это видно по бизнес или спортивным достижениям: спортсмены и команды, длительно находящиеся на пике успеха уникальны и их подавляющее меньшинство. Более чаще мы встречаем ситуацию в которой, как только команда выигрывает значимый трофей, в следующий сезон ее ждет спад.

Тоже самое характерно и для продавцов, вдруг перевыполнивших план на десятки процентов, и для управленцев и для всех остальных.…
источник
2022 February 14
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
Поздравляю всех с 14 февраля!

Желаю всем любви в вашем понимании этого слова!

#психотипы, #7радикалов, #истероид, #эпилептоид, #параноял, #шизоид, #тревожный, #эмотив, #гипертим, #психотипология, #профайлинг, #детекциялжи, #детекторлжи, #14февраля, #любовь, #нейротехнологии, #профайлинг_филатов, #Филатов, #ProProfiling, #fun, #edutainment.
источник
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
источник
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
источник
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
источник
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
источник
Профайлинг, нейротехнологии и детекция лжи
источник