Наше любимое издание «Афиша» сто лет не выходит на бумаге, но некоторые обладают невероятным воображением и представляют себе интернет-сайт как разверстанный в html журнал.
Недавно «Афиша. Daily» выпустила спецпроект
«Blue Monster. Как соцсети стали влиять на политику». Анонс: «Соцсети окончательно превратились в главный инструмент современной культуры, общественной жизни и в особенности политики. Именно там рождаются большие смыслы, там происходят грандиозные разоблачения, там обсуждают, критикуют, запрещают и отменяют. А интернет-компании фактически превратились в новые государства. „Афиша Daily“ в новом спецпроекте рассказывает, как „синий монстр“ поглотил всех нас, сделал звездами одних, похоронил карьеру других и изменил дух времени».
Но проект не зашел специалистам-исследователям по этим самым новым медиа. Мнение социолога и медиаисследователя Полины Колозариди:
«уже который день Афиша Daily сообщает, что они сделали номер про соцсети. потихоньку читаю. и хочу поговорить об этом.
возможно, у редакторов были плохие дни. возможно, медиа — жестокая штука, и сил нет. возможно, недостаточно в мире любви. я могу как исследователь и человек принять кучу объяснений того, почему в 2021 году в одном из столичных изданий, люди, по профессиональной нужде одарённые навыком чтения и письма, делают спецвыпуски, которые не очень.
(речь не об оправдании, а о том, как жить с этим. хотя ниже я вернусь в тому, что без понимания жить с этим сложно)
нет, остановлюсь на одном вопросе. почему они не почитали подшивку своего же издания? ведь тот самый журнал Афиша писал очень даже сносно о том, что соцсети делают что-то там с миром, тогда ещё Юрий Сапрыкин про митинги и интернет говорил. и потом, Афиша готовила толковые материалы про интернет в разных конкретных практиках и сюжетах. короче говоря, я не предлагаю читать даже google scholar, что уж там. но своё-то издание?!
если коротко, что не так?
— интернет и государство описываются как в первые дни творения (обоих).
— главный редактор ставит вопрос о том, остаётся ли в ТикТоке то, что происходит в ТикТоке (а пятнадцать лет то же было о жж и пр)
— примеры и вопросы не основаны на опыте/исследованиях, представлена одна-две точки зрения, типа что-то не так, но о причинах не будем (я не намекаю тут, что кто-то стесняется критиковать, скажем, историю и политику платформ, но можно ведь рефлексировать здравый смысл)
— есть материал под названием „Как русскоязычный интернет превратил (почти) все соцсети в место для политики“. это знаете, мы русские, такие нежные. чудесный симбиоз национализма и нежелания видеть что-то помимо линейной политизации. обидно, что это в целом толковый материал, и над ним много работали, но сам ход и идеология — копирует то, что вроде как критикуется в этом тексте и других (exceptionalism интернета на руси).
есть и полезный текст: там собраны мнения людей из соцсетей о том, что происходит. Завершается такой фразой: „Пользовательское поведение может измениться за три года: раньше было популярно выкладывать контент, который хранится вечно, а затем все перешли к эфемерной модели, когда сторис пропадают за сутки. Мы начали больше жить в моменте“.
когда начали — не знаю. но возможно, в этом дело.из момента — времени нет. поведение есть. бог ему судья.
мне кажется, если бы после таких подборок оставалось ощущение, что помимо страха перед новыми законами можно сделать хоть что-то, это была бы куда более важная журналистская работа. …»
Дискуссия
здесь.