Поль Б. Пресьядо
Каннибальская метафизика патриархально-колониального капитализма
В шаманских ритуалах перехода, в которых прибегают к помощи психотропных растений или используют иные техники (пост, танцы, шрамирование, татуирование, модифицирование тела, повторение слов), тот, кто подвергается инициации, чтобы измениться, сначала осознает свою позицию по отношению к производству, воспроизводству и потреблению жизненной энергии
Это то, что антропологи называют образом трофической цепи. Подвергающийся инициации понимает, например, что он извлекает жизнь и энергию из растений или животных (или из людей в случае культур, практикующих антропофагию), которых он убивает ради пищи или по каким-то другим причинам. Некоторые общества аборигенов знают разницу между «убивать, чтобы есть» и «убивать, чтобы накапливать энергию». Для того, чтобы измениться, стремление к накоплению власти, которое управляет всяким желанием, должно постепенно восприниматься как накопление смерти, как яда, накопление которого угрожает равновесию жизни.
По мере усиления форм угнетения и роста институциональной дисфункции неолиберальных демократий эпидемия Ковид-19 сделала особенно зримой трофическую цепь патриархально-колониального капитализма. Картография распространения пандемии и ее катастрофическое воздействие на глобальную экономику позволили нам «увидеть» связи между обезлесением и заражением вирусом; между пищевой и фармацевтической промышленностью; между социальной работой, расизмом и феминизацией труда; между эксплуатацией рабочих на Юге и потребительскими сетями на Севере; между телекомами и цифровой порнографией. Ухань является одним из ключевых узлов мирового автопрома, домом для фабрик, которые производят запчасти для европейских автомобильных компаний, таких как «Пежо» и «Ситроен». Китай, Индия и Пакистан являются мировыми центрами текстильного производства. Южная Америка и Африка остаются главными поставщиками редкоземельных металлов и иного сырья, необходимого для создания самых современных коммуникационных и цифровых технологий в мире. Писатель Эдуардо Галеано отмечает, что в прошлом токсичность этих процессов ощущалась в основном локально, на периферии глобального капитализма, где «золото превращалось в мусор, а пища — в яд». Сегодня поток капитализма питает уже весь мир: мусор достиг пляжей Севера, а яд наполнил наши тарелки.
(
читать дальше)