Из-за пандемии растет значение "Нового Шелкового пути". Через Дуйсбург, ключевой немецкий хаб, обслуживающий железнодорожный трафик с Китаем, за первую неделю апреля прошло 50 поездов (до начала пандемии - 35-40).
Росту ж/д транзита способствует падение у конкурентов. Отменено 95% международных пассажирских авиарейсов, на которые до кризиса приходилось около половины воздушного грузопотока. Из-за общего падения спроса сокращается маршрутная сеть и вместимость морских линий. Отправить груз становится сложнее, и фактор времени приобретает значение (по железной дороге в 2 раза быстрее).
В результате спрос на ж/д перевозки растет, свежие примеры:
• Fesco организовала контейнерный ж/д маршрут по перевозке автомобилей из Китая в Бельгию, с перспективой 100 TEU 4 раза в месяц.
• Китайская Shandong Hi-speed Group запустила контейнерный поезд Цзинань-Гамбург, швейцарская Hupac Group – Сиань-Варшава, австрийская RCL Хэфэй-Дуйсбург и Сиань-Линц.
• DHL удвоила мощность контейнерных сервисов Азия-Европа-Азия.
Большая часть НШП (7 тыс. км из почти 10 тыс.) проходит по территории России. Рост транзита напрямую отражается на показателях РЖД: за первые 4 месяца +21%. Причем увеличение объемов идет по нарастающей: в апреле +99,3%, с 1 по 11 мая - в 2,2 раза.
После пандемии часть грузопотока вернется на корабли и самолеты. Но многое будет зависеть от способности ж/д операторов развивать свои сервисы и делать их более удобными и конкурентными по цене:
цифровизация, упрощение административных (таможенных) процедур,
субсидирование транзита и др.