Как и было обещано - сегодня на RT режиссер Ульрих Зайдль: "
Если вы думаете, что только в России среди творческой интеллигенции принято ненавидеть свою страну и получать за это государственные деньги, то вы ещё не видели Австрию. Тут прекрасная актёрская традиция, и поэтому существуют такие реальные мировые величины, как Клаус-Мария Брандауэр, Надя Тиллер, Роми Шнайдер, Кристоф Вальц. И даже изобретательница сотовой связи Хеди Ламарр тоже была австрийской актрисой. И Эмили Кокс. Кто сказал «Шварценеггер»? Если на то пошло, то Лариса Удовиченко с Ириной Купченко тоже уроженки Вены.
Драматургическая традиция довольно локальная и периодически сугубо левая. Из литераторов мир смог запомнить только Захер-Мазоха, и то из-за термина «мазохизм», да Дюрренматта с Цвейгом (венгров с чехами времён империи не предлагать).
Но есть потрясающий автор, писатель и драматург — Томас Бернхард, читать которого — чистое, незамутнённое наслаждение (попробуйте только избежать вездесущей Риты Райт-Ковалёвой — это катастрофа). И этот автор всё своё творчество поставил на то, что современники назвали «очернением Австрии». Дело дошло до того, что он прямо запретил в завещании ставить его пьесы на территории родины. Кстати, умер в своём домике на берегу озера в Гмундене. На родине.
Это он написал про Зальцбург, от которого млеют наши оперные туристы: «...если человек хочет учиться, заниматься, наладить свою жизнь, найти своё место в этом городе, прославленном во всём мире за красоту, ставшем центром так называемого высокого искусства благодаря ежегодным Моцартовским фестивалям, этот город для такого человека станет страшным, холодным, как смерть, музеем, собранием всех болезней, всех подлостей, где для него возникнут все мыслимые и немыслимые препятствия, беспощадно разрушая, глубоко оскорбляя его... в нём растёт отвращение к его жителям, погрязшим в трясине мещанской морали».
Бернхард не выносил одного из двух лауреатов Нобелевской премии по литературе в Австрии за всю историю — Петера Хандке, хотя они оба одинаково ненавидели свою страну. Правда, последний сделал всего две попытки пожить в Австрии, но снова сбежал под плевки коллег. Хотя из Германии ему тоже прилетало — от самого Гюнтера Грасса. В общем, трясина мещанской морали, о которой всю жизнь писал Бернхард, доконала и Хандке. Это всё было после 70-х, а с тех пор ничего хорошего, собственно, и не произошло.
А ещё в Австрии есть кино. Его притащил из Америки граф Александр Коловрат-Краковский и учредил первую кинокомпанию Sascha-Film. Вот с тех пор в этой стилистической парадигме и мыкается местное кино, где случаются прорывы, но только потому, что соседнее немецкое кино полностью лишено чувства юмора.
И был тут только один кинорежиссёр — Фриц Ланг («Метропролис» (1927), «М убийца» (1931)), да и тот снимал в Германии.
Второй австрийский режиссёр и продюсер, который заставил о себе говорить не только салоны в лучших домах Каринтии и Штирии, — наш современник Ульрих Зайдль. Очень злоязыкий Зайдль — в полном соответствии с заветами Томаса Бернхарда, только в кино. ДАЛЕЕ ТУТ:
https://russian.rt.com/opinion/893929-malcev-rezhissyor-avstriya-zaidl