Про Ивана Грозного чуть еще немного (уж больно занятный мужчина).
Судя по всему, почти вокруг всех женщин в его роду и рядом с ним витали слухи о колдовстве. С одной стороны, оно и понятно - время такое было. Легче всего было отправить человека в застенки, обвинив в колдовстве. С другой стороны, время было такое, что и в колдовстве обвинять не надо было, чтобы сжечь, посадить на кол или отрубить голову.
В общем…
Начнем с бабушек - Софьи/Зои Палеолог и Анны Якшич/Глинской.
Про Анну Глинскую я уже упоминала; ее обвиняли в том, что пожар в Москве - ее вина. Дескать, она вымачивала человеческие сердца в воде, а потом летала сорокой над городом и кропила этой водой улицы, от чего и занялся пожар.
Анна Якшич была сербкой - из очень знатного балканского рода. И - что пикантно - отец ее, Стефан Якшич, служил венгерскому королю Матьяшу Корвину, тому самому, с которыми имел сложные отношения граф Дракула. У Матьяша он сидел в плену 12 лет и в составе его же войск потом рубил турок. В общем, сербский прадед Ивана Грозного мог тусить с Дракулой. И, кстати, после его смерти именно Стефан был награжден наделами в Трансильвании.
В общем, Анну Якшич, в замужестве Глинскую (с Глинскими тоже все интересно) обвиняли “в волховании”.
Теперь вторая бабка - Зоя Палеолог, византийская царевна.
Были слухи, что Зоя привезла с собой в Россию целую оккультную библиотеку. А когда ко двору прибыла Елена Волошанка, дочь молдавского господаря Штефана Великого (кореша Дракулы, кстати, опять же), при дворе развязалась настоящая магическая война. К слову, многие этнографы считают, что Елена Штефановна стала прообразом Елены Премудрой в русских сказках.
Следующей ведьмой идет мать Ивана Грозного - Елена Глинская, дочь Анны Якшич.
С Еленой Глинской связана еще странная история Соломонии Сабуровой, первой жены царя Василия III.
C Соломонией царь Василий прожил душа в душу 20 лет, но - бездетно. Царь без наследника не мог, поэтому начал задумываться о смене жены, хотя Соломония утверждала, что проблемы-то не у нее, а у него. Соломонию насильно постригли в монахини и развели с царем, и одним из аргументов для развода было колдовство. Дескать, она ходила по бабкам в надежде зачать ребенка. Свидетельствовал против нее ее брат Иван Сабуров, и его свидетельство стало решающим.
«Сказка Юрья Малого, и Стефаниды резанки, и Ивана Юрьева сына Сабурова, и иных про немочь великие княгини Соломониды», – так был назван документ, родившийся в великокняжеской канцелярии в результате проведенного розыска о «неплодстве» великой княгини. В этой «сказке» Соломония обвинялась не столько в бесплодии, сколько в ворожбе и колдовстве – рязанская женка Стефанида призналась, что давала ей «наговорную воду», чтобы ею обрызгать себя и платье великого князя. Проводившие расследование дьяки повернули дело так, будто Соломония таким способом хотела наложить на князя порчу, хотя у той на уме было совсем другое – вызвать любовь мужа”.
В общем, Василий развелся с Соломонией и взял в жены юную литовскую княжну Елену Глинскую, рыжеволосую, что важно.
Соломония обвинила Глинскую в том, что та литовским (и еще сербским - от матери) колдовством приворожила царя, и прокляла Елену и Василия.
Василий, кстати, и правда очень в Елену был влюблен, несмотря на разницу в возрасте.
В общем, совершенно нестранно, что Иван Грозный стал таким, как стал. Все ниточки сплетались воедино.