
Итак, Рожальски родился в Польше, в маленьком провинциальном городке Кошалин. Рисовал с раннего детства, подрос и окончил Школу прикладного искусства в Познани. Какое-то время жил в Гамбурге, а сейчас опять вернулся в Польшу и живет в Кракове.
Собственно, прославился он, когда стал рисовать для игры «Серп» (Scythe). Вышла она в 2016 году, но, как ни странно, хотя она его и прославила, и дала возможность делать то, что ему нравится, но создавать свою знаменитую «Вселенную 1920+» он начал за много лет до этого. По сути, «Серп» и запустили-то только потому, что те, кто эту игрушку разработал, увидели его работы.
А общем-то, все его работы теперь вихрем кружатся в пространстве этой альтернативной вселенной, во времена польско-советской войны, когда Польша, по словам самого Якуба, встала на пути идей большевиков и спасла Европу от левых идей. Но так как вселенная альтернативная, то грязи и крови там мало, а есть богатство красок Левитана (которого Рожальски любит и ценит) и полутона Шишкина (которого он тоже яростно выделяет из всех русских пейзажистов), плюс дизельпанк и стимпанк в цветах русских передвижников и в классических пейзажах начала двадцатого века. Сейчас, кстати, King Art Games попробует выпустить в этой стилистике стратегию в реальном времени Iron Harvest, но – посмотрим, что у них получится – там вроде все стадии пройдены и игра вот-вот уже должна появиться на рынке.
Ну, о самом Якубе Рожальски мне больше сказать особо и нечего, по этому я, с вашего позволения попробую объяснить, почему я считаю очень правильно привезти его в Москву.
Во-первых – он тут дико популярен.
Во-вторых – Польша все сильней начинает мне напоминать Польшу конца 19 века – страну, где основной объединяющей национальной идеей была идея антироссийская. Нет, совершенно серьезно. Вот, как пример, послушайте, как звучит перевод с официальной страницы родного города Якуба – Кошалина. Такого скромного городка, со ста тысячами населения, развалинами средневековых стен, католическим собором в качестве главной достопримечательности. Который давних пор был под немцами и где полякам было запрещено заниматься торговлей. Это вот кусочек о том, как этих немцев оттуда выгоняли:
«4 марта 1945 года город был захвачен Красной Армией. В результате изменения границ, навязанного Советским Союзом в послевоенном Потсдамском соглашении Кошалин стал частью Польши, как часть так называемых Восстановленных территорий. Большая часть немецкого населения города бежала или была выслана в Германию. Город был заселен поляками и кашубами, многие из которых были высланы с территории Польши, аннексированной Советами.
Тогда же, в марте 1945 года было создано польское полицейское подразделение, в состав которого входили бывшие подневольные работники и военнопленные, однако, несмотря на это, Советы, все еще находящиеся в городе, варварски разграбили местные промышленные предприятия уже в апреле».
Да, у меня тоже есть друзья в Варшаве, но они мне показывают памятники борцам с русской оккупацией и единственное, что действительно как-то меняет их отношение к сегодняшней России – это приезд сюда. Так что, приезд одной из главных на сегодняшний момент польской арт-персоны – это очень правильный шаг.
В-третьих, я глубоко убежден, что Якуб не состоялся бы как художник такого уровня в диджитал-пространстве, если бы не имел классической школы рисунка и живописи. И так как он, безусловно, сейчас один из самых серьезных и любимых авторитетов в этой области, мне бы хотелось, чтобы он это сказал сам для российских медиа. Ну а пока – наслаждайтесь.
Якуб Рожальски. «Игра в снежки, перед сражением». И, надеюсь, скоро увидимся на выставке
https://t.me/malzoffsgallery/31358