Как и обещал, расскажу про то, как оценивают фирмы.
Вопреки мнению многих, а особенно тех, кто хочет что-то продать, цена чего угодно - это не сколько хочет получить продавец, а столько, сколько готов заплатить рынок. Когда рынок товара гомогенный, т.е. много участников продают один и тот же продукт, выяснение рыночной цены ничего не стоит, а любые аномалии мгновенно выправляются. Например, вы можете купить литр молока за $1000, но сказать, что теперь это - рыночная цена, вам не удастся. Как и прибыльно спихнуть его в руки кому-то еще.
С другой стороны, инвестируя в уникальную в своем роде новорожденную компанию, только выходящую на рынок с абсолютно новым продуктом, вы обладаете властью наделить ее стоимостью, от которой будут вести отчет все дальнейшие сделки с ее акционерным капиталом. Именно это, в случае громких стартапов, создает "бумажных" миллиардеров - к примеру, когда Убер в 2014 году провел раунд D, собрав $1.4B при оценке в $17B, выстрелив Тревисом Калаником во вторую сотню богатейших людей планеты.
Столкнувшись с необходимостью назначать цену активам в условиях превалирующей неопределенности, человечество придумало следующую концепцию: если актив будет создавать для своего владельца доходы, то, основываясь на уровне рисков и неопределенностей, эти будущие доходы необходимо дисконтировать - проще говоря, не просто сложить, а несколько обесценить. Это очень понятная истина: пускай нам нужно проехать всего 100 км на прокатном автомобиле, мы не будем платить одинаковую цену за аренду нового SUV и старой развалюхи, пусть даже она, скорее всего, довезет куда нужно. По итогам удачной поездки на обоих авто, 100 км в одном из случаев обойдутся нам дешевле, так как мы интуитивно их дисконтировали.
Вторая главная идея - что капитал имеет издержки упущенных возможностей. Купив, пооперировав и продав готовый ресторанный бизнес, вы должны будете посчитать, сколько бы заработали за эти годы в условиях меньшего риска - например, на застрахованном депозите - и вычесть эту доходность из своих барышей. Чтобы риск и старания были оправданы, ваше владение компанией должно принести больший доход, чем любая менее рискованная альтернатива.
Таким образом, цена любого актива рассматривается как сумма его будущих денежных потоков, дисконтированных в настоящее с использованием отражающего уровень его риска и альтернативных издержек скидона.
Как становится ясно, главных трудностей при оценке молодой компании, таким образом, две: 1) моделирование ее будущих продаж и прибыли 2) количественная и вероятностная оценка всего того, что с ней может пойти не так.
К примеру, из данных о биржевых торгах публичных компаний или сделок слияния и поглощения в том же секторе экономики я примерно знаю, сколько рынок готов заплатить за каждый доллар будущих продаж, чистой прибыли, дивидендной доходности или активов таргета, которые, по моей оценке, компания будет иметь через 3 (5, 10) лет. Смоделировав, таким образом, свои поступления от будущей продажи ее акций, я дисконтирую этот доход в настоящее, оценивая, насколько вероятно, что все пойдет по **зде. (Трамп начнет ядерную войну, прорывная технология сделает этот продукт никому не нужным, основатель компании расстанется с женой и запьет, сотрудники обвинят технического директора в домогательствах, регулятор откажет в лицензировании, Китай перекроет экспорт жизненно-важных металлов).
И если вы думаете, что во всем этом слишком много субъективных оценок для престижной области знаний, то вы совершенно правы - именно выдавание догадок за прочно обоснованные informed opinions является хлебом всех аналитиков на планете, и финансисты в этом ремесле еще не самые ушлые.
Им просто чуть больше платят.
#профессия