На Украине наступил 1937 год
(Андрей Манчук
специально для газеты ВЗГЛЯД)
В украинском интернете проходят ковровые блокировки. Расправившись с оппозиционными каналами, представители демократической украинской власти предписали провайдерам заблокировать четыре политических Телеграм-канала – «Легитимный», «Сплетница», «Резидент» и «Картель». Потому что они публиковали инасайды на тему подковерных разборок внутри команды Зеленского, и весьма раздражали своей деятельностью украинского президента.
А уже на следующий день стало известно о блокировке очередной партии интернет-сайтов – включая российский новостной ресурс РБК, «Живой Журнал», сервис онлайн-метрик Liveinternet, «Банки.ру», популярную платформу программистов GitHub, а также множество аполитичных изданий совершенно разного профиля.
Очередные запреты не стали для большинства украинцев каким-то особенным сюрпризом – особенно после недавнего погрома телевизионных каналов партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» и уголовного дела против блогера Анатолия Шария, которого объявили в государственный розыск.
Вполне очевидно: в стране, где давно запрещены «Одноклассники», «Вконтакте», целая куча сайтов, телеканалы, книги, фильмы, и даже вражеский поисковик Яндекс с антивирусом Касперского, без проблем могут запретить все, что угодно – включая Телеграм и доменную зону ru. Блокировку, разумеется, обойдут с помощью разнообразных анонимайзеров – но сам факт запрета создает удобную почву для преследования противников власти, чтобы арестовывать их счета и бросать невинных людей в тюрьму. В то время как разжигающий ненависть «Миротворец» продолжает работать, несмотря на многочисленные протесты со стороны западных политиков и международных правозащитных организаций.
Впрочем, это далеко не предел. Принятие законов о заочном правосудии для «коллаборантов» выводит политические преследования на качественно новые уровни. Осталось только организовать лагеря для политзаключенных – и это тоже не выглядит нереальным, в свете закона о принудительном интернировании нелояльных граждан. Добро пожаловать в новые тридцатые годы, которые наступают уже сегодня – в разгар новой цифровой эры.