Прямого квотирования в Канаде крайне мало. Здесь посовещались и решили идти по пути создания рекомендаций, а через мягкое регулирование (soft law). В рекомендациях написано про дайверсити и репрезентативность. Все публичные компании сдают по итогам периода отчётность, которая содержит элементы corporate governance. То есть с публичной компании требуется не просто раскрытие фин результатов, чтобы публика могла посмотреть как там дела, но и прочей информации в широком смысле: как поставлены внутренние процессы, как решаются конфликты, антиотмывочные вещи всякие и т.п.
В отчетность включены многочисленные опросники, где компаниям задаются вопросы наподобие: а кто у вас в совете директоров, а какие были требования к кандидатам и т.п.
Лет 10 назад, когда это только запустилось, процент женщин в советах директоров был чудовищно низкий. Статистика показывала, что женщины довольно успешно добирались до позиций менеджеров среднего звена, всяких там VP, и на этом уровне их соотношение по отношению к мужчинам было если не равным, то хотя бы без пропасти. Не помню цифры, но вроде бы указывось 40/60 или 45/55. А вот на следующем шаге, когда маячил совет директоров, или позиция C-level , женщины внезапно резко «тупели» и теряли «квалификацию». На этом уровне они были представлены единицами.
Онтарио решило с этим бороться следующим образом (в остальных провинциях это похожим образом устроено). Дается рекомендация не носящая обязательного характера. А потом, после публикации отчётности с опросниками, компанию спрашивают: а какая у вас демография, какова представленность женщин на вреднем и высшем уровне? Иногда эту информацию запрашивают с разбивкой по всем звеньям компании. И если выясняется, что с женской представленностью на высшем уровне внезапно швах, то общество задаёт вопросы: что последило причиной, неужели ни одной женщины достойной не нашлось, а какие вы критерии использовали и кто и как оценивал?
Затем создается давление общественного мнения: через СМИ, полоскание на всяких конференциях, встречи в министерствах без галстуков. Удивительно но факт, результаты-таки появились. По данным, что нам давали на курсе корпоративного права, количество женщин в советах директоров увеличилось где-то на 25%. Это результат 15 лет. Так что не всегда нужна дубина, иногда достаточно просто начать с умом грозить пальчиком. Хотя и сейчас перекос есть и очень сильный.
И ещё, найти 10 человек с одинаковой квалификацией для C-level позиций - задача утопичная. На этом уровне скиллы и опыт кандидатов настолько обширные, с таким разнообразием узких специализации, компетенций, нетворка и тп, что у тебя в принципе не может сложиться ситуация, когда 10 одинаковых плюс одна хромая утка. Ведь по сути такие выборы - это конкурс. На конкурсах создаются отсекающие требования, которые являются минимальными, а дальше - сплошной полет фантазии и субъективизм. При этом результат любого конкурса напрямую зависит от того, кто судит. Когда у тебя в панели decision makers сидят одни мужчины, нетрудно догадаться в какую сторону будет крен.