Ну, с Конституцией возражений нет, но широкий спектр правоотношений, предусмотренных указанными международными актами, позволит членам ЦИК произвольно и оценочно ревизировать любой вопрос референдума по народной инициативе. Кроме того, у нас нет органа, уполномоченного определять что в вопросе референдума соответствует конвенции и пактам, а что не соответствует.
Из текста проекта упоминания о международных актах нужно убрать.
************
4.
Скромность украшает, поэтому народу, по мнению Зеленского надо быть поскромнее и обсуждать на референдуме всего ОДИН вопрос. Больше нельзя. «На всеукраїнський референдум може виноситися одне питання. (ст.3).
Внятного объяснения этому ограничению быть не может.
ЭТО НЕЭКОНОМНО, ведь референдумный процесс будет достаточно дорогостоящим и для бюджета, и для субъектов и их фондов.
ЭТО УНИЗИТЕЛЬНО, ведь нельзя же считать, что граждане не смогут понять, осознать и ответить на два, три и более вопросов.
ЭТО ТРУСОСТЬ, ведь очевидно, что власть просто СТРАХУЕТСЯ от обилия вопросов, которые могут захотеть пересмотреть граждане: внешнее управление, тарифы, языковая политика, медицина, образование…
«Слуги» нам такой роскоши не позволят.
Один вопрос. И хватит.
************
5.
Требует доработки норма-попытка президента ввести контроль вопрос/ов референдума нашим фактически недееспособным Конституционным Судом. Такой контроль приостанавливает референдумный процесс, а отрицательный вывод суда – делает референдум невозможным. (ст.31 проекта).
С одной стороны, это правильно, ведь в случае возникновения сомнений по предмету референдума, именно суд должен решать соответствует ли вопрос референдума Конституции, с другой стороны, по факту, у нас полуживой Конституционный Суд.
В законе нужно установить сроки рассмотрения вопросов референдума судом, ответственности за нарушение таких сроков и выписать норму о последствиях уклонения суда от предоставления своевременного вывода по вопросу референдума.
************
6.
В проекте выписаны электронные процедуры волеизъявления (ст.ст. 13,115). Я лично приветствую такую инициативу, но считаю необходимым выписать основные параметры доступа в законе, не отдавая этот вопрос на откуп ЦИК, как того хотят авторы.
Например, в ст. 32 проекта упоминается электронная цифровая подпись, необходимая для поддержки инициативы проведения референдума по народной инициативе.
При этом нужна ли будет эта подпись во время голосования, авторы молчат.
А ведь это очень существенно и решать этот вопрос необходимо на уровне ВРУ, а не ЦИК.
************
7.
ПОРОГ ЯВКИ.
Статья 116 проекта предусматривает, что всеукраинский референдум считается СОСТОЯВШИМСЯ, если участие в голосовании на всеукраинском референдуме приняли не менее 50% избирателей от числа избирателей, включенных в Государственный реестр избирателей.
Вопрос, вынесенный на всеукраинский референдум считается поддержанным, если за это проголосовало более ПОЛОВИНЫ избирателей, принявших участие в голосовании.
Вопрос подобной планки явки - очень дискуссионный.
С одной стороны, если не будет достойной явки на выборах, то, соответственно, о легитимности процесса и реальном выражении воли граждан говорить сложно,
с другой стороны - минимальный порог явки избирателей в 50% от внесенных в реестр избирателей в условиях расколотого общества может оказаться просто недостижим.
Украина имеет не очень удачный опыт установления планки минимальной явки.
Напомню, что в 1994 году народные депутаты избирались по одномандатным округам. Для действительности выборов в каждом округе нужна была явка 50% избирателей плюс один голос. Для получения мандата победитель должен был набрать свыше 50% голосов.
Результат применения порога в 50% по каждому округу был печальным: только в 49 (!) округах из 450 были выполнены условия минимальной явки и 50%+1 большинства голосов в пользу одного из кандидатов.
Верховная Рада, приступившая к работе, заседала НЕ в полном составе, а на округах долго и нудно продолжалось переголосование.