Осматривал перианальную область ребенка младшего школьного возраста (запоры, недержание). Уложил ребенка на кушетку, предупредил что собираюсь делать, по привычке спросил разрешения у ребенка и напомнил, между делом, что зону под нижним бельем смотреть и трогать могут только родители, и помогающие специалисты с разрешения родителей. Мать приятно удивилась, поблагодарила что я внимателен к теме личных границ ребенка, и сообщила что она пыталась говорить об этом с ребенком но не знала как правильно, а о "правиле нижнего белья" и "кругах интимности в общении" не слышала.
Давайте их повторим. Это важно и довольно просто.
1) Правило нижнего белья очень простое, и понятно ребенку с 3 лет: никто, кроме папы и мамы, а также специалистов которым это разрешили папа или мама, не имеет права осматривать или трогать части тела, закрытые нижним бельем. Если кто-то пытается - нужно твердо говорить НЕТ, и сообщать родителям.
2) Про круги интимности чуть сложнее, но тоже вполне понятно дошкольникам. Далее цитата чужого поста, оригинал тут:
https://vk.com/wall47037661_2549Когда дочка в первом классе, после занятий, посвященных личному пространству (азы sexual education) принесла домой такую схему с краткой инструкцией для родителей - это стало откровением для меня. А мне вот-вот будет 40 лет.
Откровение было в том, что с детьми можно говорить понятно, доступно, и объяснять им чуть ли не с 3 лет о важном значении своего личного пространства. Ничем подобным наша система образования не занимается, а потому и мы не знаем толком как разговаривать на эту тему с маленькими детьми, и даже как вести себя. Такая визуальная инструкция рассчитана на детей 5-10 лет. Называется она circles of relationships - круги общения, круги отношений, и может помочь предотвратить сексуальное домогательство, физическое, психологическое насилие просто потому, что ребенок поймет, что происходит что-то неправильное
1. Фиолетовый=я, мое личное пространство.
Итак, фиолетовый первый и самый главный круг,- это мы сами. Наше тело принадлежит только нам, и только мы сами можем решать кто может к нам находиться близко, притрагиваться. И никто не должен делать это без разрешения. Если кто-либо, из _любого_ другого окружения, причиняет нам дискомфорт (неважно, дедушка усадил на колени или мамина подруга требует “поцеловать тетю в щечку) мы не должны стесняться сказать об этом и сказать “нет”, “стоп”.
2. Синий=семья.
Это круг нашей семьи и тех, кого мы любим. Уважение, доверие и любовь - вот по этим признакам мы определяем, кто относится к этому кругу, кто наиболее близок нам. Но нужно помнить, что даже с теми, кого мы любим, мы не должны пренебрегать своим личным пространством, но также и сами должны уважать пространство наших близких.
3. Зеленый круг=друзья.
Это “far away hug” окружение. Круг наших друзей и тех с кем нам нравится общаться. Дружба очень важна и включает в себя многие вещи. Например, совместные игры, разговоры, веселье, и иногда дружеские объятья. Дружба всегда основывается на доверии, уважении. И такие проявления как объятия должны быть основаны на обоюдном согласии. Важно понимать, что не все дети в классе могут вести себя как твои друзья. И родителям следует проговорить с детьми по каким критериям мы определяем друзей и, в свою очередь, как мы сами должны себя с ними вести.
4. Желтый круг=знакомые.
Круг знакомых (wave circle, то есть те, кому мы машем рукой при встрече, с кем знакомы поверхностно и не слишком близки). Это могут быть дети в школьном автобусе, во дворе, спортивной команде, это могут быть друзья родителей. Обсудите с ребенком социальные нормы, разные типы знакомых и также правила безопасности. Разницу между близкими и просто знакомыми людьми. Дистанция в отношениях, которую и они и мы должны уважать.
5. Оранжевый круг=люди, от которых мы ждем профессиональной помощи.