Size: a a a

Заметки детского врача

2021 July 26
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
2021 July 28
Заметки детского врача
Пост аналитика Александра Драгана, фб

Пообщался с Irina Tumakova для Новая Газета про российскую (и не только российскую) третью волну и её неприятные особенности: https://bit.ly/novaya-3rd-wave

Обсудили, что происходит в стране прямо сейчас, кто уже прошёл вспышку, а кого только накрывает. Много говорили о детях и как они болеют (чаще и тяжелее). С детьми ситуация за последние недели только ухудшилась: ещё в нескольких регионах открыли резервные детские госпитали (а в Астраханской области даже два, один из них — для новорождённых с ковидом) и появились новые свидетельства о детях на ИВЛ.

Кроме того, затронули много частных, но важных вопросов — почему ПЦР-тесты за 72 часа уже бесполезны, какие штаммы выявляли в российских регионах в июне-июле (отдельное спасибо Дима Прусс за внимательный мониторинг), где в России можно найти covid-free уголок с околонулевой заболеваемостью, и что происходит в Индонезии, где фиксируют по 100 детских смертей от ковида каждую неделю (это запредельные цифры). Разговор получился длинный и, кажется, обстоятельный: https://bit.ly/novaya-3rd-wave

Оригинал поста: https://www.facebook.com/alexx.dragan/posts/4284299931629150
источник
2021 July 29
Заметки детского врача
Пост о функциональных запорах и недержании кала

Итак, я обещал опубликовать материалы с мастер-класса, который проводили гастроэнтеролог Евгения Мухаметова и я на [НЕ]Конференции. Всё выложить не могу, все же они не только мои, но и Евгении Маратовны, и организаторов, видео с наложенной презентацией опубликуют они сами.

Тезисно

1) Запоры почти всегда являются функциональными, то есть не связаны с анатомическими дефектами или большими болезнями, искать их причину обычно не нужно, НУЖНО СРАЗУ НАЧИНАТЬ ЛЕЧЕНИЕ осмотическим слабительным. Критерии запора у детей до 4 лет и после 4 лет - см на слайдах 3 и 4 под этим постом. Они во многом схожи, отличаются тем, что после 4х лет (а точнее при уровне развития ребенка старше 4х лет) ребенок уже обычно осуществляет дефекацию на горшок/унитаз и эпизоды недержания стула и дефекации в трусы можно считать симптомом расстройства.

У родителей может возникнуть вопрос: “Как же вы будете лечить, если не выяснили причину?!” - объясняем, что причина в большинстве случаев очевидна без дополнительного обследования. Причиной является БОЛЬ при дефекации плотным калом и последующее сдерживание дефекации, замыкающее порочный круг формирования запора, демонстрируем слайд 5 под постом и объясняем, что слабительные, размягчающие кал - это и есть лечение той самой причины.

У родителей может возникнуть вопрос: “Что если наш случай не из этого-вашего большинства?” Объясняем, что лечение слабительными является заодно еще и диагностической пробой, см пункт 3) ниже.

2) Недержание кала (термины “энкопрез” и “каломазание” имеют недобрую коннотацию, от них гайды рекомендуют отказываться) в свою очередь почти всегда является прямым следствием запоров, поэтому также лечится слабительными. Важно ПОМНИТЬ что запор это не только стул три раза в неделю и реже - даже ежедневный, но болезненный стул с неполным опорожнением - это тоже запор (см римские критерии на слайдах), и НЕ ЗАДАВАТЬ родителям вопросы в стиле “у ребенка есть запор?”, а задать прицельный, но более открытый вопрос. Например: "Расскажите, как происходит дефекация у ребенка". В этом месте удобно показать родителям слайд 6 под этим постом, и объяснить, почему то что снаружи выглядит как понос (бесконтрольное отделяемое мягкого кала) является все же следствием запора.

3) А когда все же нужно искать хирургическую патологию, врожденные анатомические дефекты и прочие причины, при которых запор или недержание кала являются симптомом а не самостоятельной проблемой? Тогда, когда пробная терапия осмотическими слабительными не приводит к нормализации стула (при условии правильного назначения слабительных, и правильного выполнения этих назначений родителями и ребенком!), и/или в случае наличия красных флагов, которые вы можете увидеть на слайде 7 под этим постом.

4) Говоря, что недержание кала “почти всегда” имеет причиной очевидный или неочевидный запор (то есть имеет место классическое ретенционное недержание), не забывая думать о хирургической патологии и органических заболеваниях кишечника (см пункт 3), мы также должны помнить о таком явлении как неретенционное недержание кала (от слова ретенция - “растяжение”).  То есть недержание, не связанное с запором; такое, при котором ни грамотный сбор анамнеза, ни физикальное обследование (в том числе ректальное пальцевое исследование - чтобы убедиться в отсутствии плотных каловых масс в прямой кишке) не подтверждают наличие запоров, которыми можно было бы объяснить недержание кала. Диагноз является чисто клиническим (не требует подтверждения анализами или инструментальными обследованиями). Критерии постановки диагноза даны в слайде 8. Как не спутать неретенционное недержание с другими заболеваниями - см. в алгоритме из слайда 9.
источник
Заметки детского врача
Прочесть о “незапорном” недержании можно (не удивляйтесь!) учебнике по детской психиатрии IACAPAP: https://iacapap.org/russian/ раздел С “расстройства, связанные с развитием”, глава “Энкопрез”:
https://iacapap.org/content/uploads/C.5-Encopresis-Russian-UKR.pdf
https://vk.com/doc10208768_588076136?hash=d2ea4e834e80f2171a&dl=9d6d1e343a879b7db9
Дело в том, что дети с нарушениями развития (расстройством аутистического спектра, оппозиционно-вызывающим расстройством и др) чаще других страдают недержанием кала и более упорными запорами, но советы которые там даются можно использовать и у нейротипичных детей.

5) Всем коллегам, которых пугает тема энкопрезов, настоятельно рекомендую прочесть два гайдлайна (см файлы под постом, алгоритм 9 взят из них). Если не знаете английский - прогоните их через яндекс-переводчик (перевод документа), получится вполне сносный текст. Я нашел там ответы на много своих старых вопросов.


6) Готовясь к мастер-классу, я перевел/адаптировал методичку “Общие сведения о детском запоре для родителей”. В этом документе 13 страниц, врачу будет удобно распечатать ее на приеме и дать в руки, либо скинуть ее родителям на емейл. Обязательно изучите ее и сами, она хорошо систематизирует знания (см прикрепленный файл под постом) Обратите внимание на дневник дефекации (он помогает врачу точнее дозировать слабительное и оценивать его эффективность) и дневник энкопреза (он также может помочь) в конце методички. Методичка также делает хороший акцент на адекватном использовании растительной клетчатки - тема, информацию по которой почти невозможно найти ни родителям ни врачам; буквально “сколько вешать в граммах”.

7) В лечении запоров с недержанием или без, а также в лечении неретенционного недержания кала, ключевую роль играет формирование правильных туалетных привычек. Собственно, слабительные препараты, без которых немыслимо лечение (еще раз: запоры НЕ ЛЕЧАТСЯ одной лишь диетой!) все же являются лишь инструментом, с помощью которого убираются мешающие факторы, и достигается главная цель: правильные туалетные привычки ребенка (ежедневно, раз в день, предпочтительнее утром после завтрака, 5-6 тип по Бристольской шкале, без боли, дискомфорта, сопротивления, страха, за 2-10 минут).  

Когда слабительные назначены, доза подобрана, дефекация уже не вызывает боль и затруднений у ребенка - остается страх и сопротивление, остаются привычки сдерживать позыв на дефекацию и испражняться в неподходящих местах. Я обычно советую дать ребенку месяц передышки, а потом осторожно приступать к туалетному тренингу - комплексу мероприятий, направленных на обучение ребенка правильным туалетным навыкам. Лучше всего они описаны специалистами, занимающимися коррекцией поведения детей с нарушениями развития, но эти советы подойдут и нормотипичным детям, они вполне общие. Для понимания и обучения родителей подойдут следующие материалы:
- лекция психолога о туалетном тренинге у детей с РАС: https://youtu.be/lmx0W9yh04k
- глава из книги “Как помочь дошкольнику с РАС”, со страницы 102 https://nakedheart.online/books/kak-pomoch-doshkolniku-s-ras
- глава из книги “Путь к независимости” со страницы 53    
https://t.me/nevrolog/1767

Это пока все. В полном формате публикация материалов с этого мастер-класса планируется в инстаграме Евгении Маратовны: https://www.instagram.com/dr_evgenya110 и/или в инстаграме Doc2docclub  https://www.instagram.com/doc2docclub/ можете за ними следить (там и без этого много отличного контента). Благодарю Евгению Маратовну за разрешение на использование ее графических материалов, и за совместную работу по созданию этого мастер-класса.
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник