Доброе понедельничное утро!Есть две новости про HRTech и HeadHunter в частности. Одна хорошая, а вторая – судите сами.
Если вы не слышали про законопроект о значимых интернет-компаниях, то загуглите. Вкратце – это проект закона, который запрещает иностранцам и юрлицам с иноучастием владеть более 20% в «значимых» российских сервисах, то есть в таких, которые позволяют «владельцу собирать данные о пользователях на территории России» (
цитата по ТАСС). Чтобы вы понимали, Яндекс, например, зарегистрирован в Нидерландах, а у его основателя Аркадия Воложа есть гражданство Мальты. И Яндекс далеко не один такой. Список «значимых» предстоит определить Роскомнадзору, и с таким набором критериев он может быть длинным.
В ходе обсуждения в Думе что-то может измениться (например, не 20%, а 49, и не долей, а голосующих акций, что несколько меняет дело). Но в целом инвесторы напряглись: в день анонса акции Яндекса ухнули вниз почти на 20%, вернувшись обратно только через месяц.
А есть такой многими и по делу уважаемый мужчина Дмитрий Песков – не тот, который пресс-секретарь, а тот, который про технологическую политику. Уважаем он, помимо прочего, за адекватность, умеренность и способность разговаривать и с политиками, и с инноваторами – и потому работает спецпредставителем президента по цифровому развитию. Вот его-то Бизнес ФМ и спросил про законопроект: как быть-то теперь отечественным стартаперам, алчущим дешевых закордонных денег?
Интервью, кстати, всем советуем – можно многое понять за этот ваш интернет, стартапы и вообще.
Там есть один момент. В ходе обсуждения того, как тяжело стало получать международные деньги, Дмитрий говорит: «вот ребята из HeadHunter наплевали на тренд и очень удачно разместились». Простим Дмитрию неточность: размещались, то есть продавали свои акции на бирже, не нашенские «ребята из HeadHunter», а банк Goldman Sachs из США и фонд «Эльбрус Капитал» с иностранным участием,
доли которых после размещения все еще составляют на двоих 62,5% (и у каждого больше 20%). Но это мелочи, вкусное дальше.
А дальше Пескову задают вопрос в том стиле что Хедхантер – это ведь абсолютно «гражданская» история, какая тут стратегическая значимость? На что он, ни секунды не медля, выдает: «Вы так думаете? Нет, конечно. Это стратегически важная история. Представляете себе, это хранилище данных о талантах и персональных профилях развития человека в национальном масштабе. А представляете, если правильно посмотреть, как можно целевым образом из таких систем вытаскивать гипотезы о талантах, которые невероятно важны в мировой гонке».
В общем, хорошая для HRTech новость в том, что государство в лице своего самого сведущего в таких делах человека считает главный джобборд страны стратегическим ресурсом.
А вторая новость – в основном для акционеров HH – в том, что когда закон примут (а его примут), структуру собственности компании с ненулевой вероятностью придется перекраивать. Кто эти стопроцентно русские люди, которые придут и заберут 80% компании, и на каких условиях они это будут делать – вопрос. Но судя по реакции инвесторов NASDAQ и Московской Биржи на новость про Яндекс, переживать «очень удачно разместившимся ребятам из HeadHunter» вполне возможно есть за что.