Противостояние между президентом Молдовы Майей Санду и экс-президентом Игорем Додоном вышло на новый виток и активно вовлекло в свою орбиту основных внешних игроков. Вся политическая линия Санду после прихода на пост состояла в том, чтобы добиться скорейшего роспуска парламента, в котором большинство принадлежит альянсу Партии социалистов Додона и платформы Pentru Moldova – клиентелы беглого олигарха Илана Шора.
15 апреля Санду добилась решения Конституционного суда о наличии в стране оснований для роспуска парламента. Суд внял аргументам президента о том, что депутаты дважды отказывались утвердить ее кандидатов на пост премьер-министра, а после отставки правительства Иона Кику прошло более трех месяцев, что соответствует положениям Конституции о досрочном роспуске парламента. КС разрешил Санду издать соответствующий указ. Правда, двое судей из пяти выступили против этого решения.
Так или иначе, вердикт КС в соответствии с Конституцией является окончательным. Однако 23 апреля Партия социалистов вместе с фракцией Шора провела через парламент декларацию об узурпации власти Конституционным судом «в пользу политических интересов президента». В ней заявляется, что КС захвачен, что «решение КС от 15 апреля – это атака на суверенитет народа» и парламент его не признает. Декларацию поддержали 54 депутата из 101. Затем то же додоновско-шоровское большинство проголосовало за отзыв решения 2019 г. о назначении судьи КС Домники Маноле (она является председателем КС) и о назначении судьей КС Бориса Лупашку. Решение в отношении Маноле носило откровенно противоправный характер, поскольку, согласно Конституции, судьи КС несменяемы в течение всего срока полномочий.
После этого Санду созвала заседание Высшего совета безопасности. По его итогам она назвала решения парламентского большинства «беспрецедентной атакой на конституционный строй». Санду также потребовала от прокуратуры расследовать возможную попытку узурпации власти парламентом и призвала правоохранительные органы и национальную армию не выполнять незаконных приказов. В свою очередь, судьи КС сначала приостановили решения парламента об отзыве Маноле с должности судьи КС и назначении судьей Лупашку, а 27 апреля признали эти решения неконституционными.
23 апреля глава Венецианской комиссии Джанни Букиккио призвал депутатов парламента Молдовы отменить свои решения как противоречащие Конституции. «Парламент и исполнительная власть должны уважать роль Конституционного суда как “хранителя Конституции”, даже если они недовольны решением или считают, что суд допустил ошибку», – отметил Букиккио. Заявление Буккикио имело большое морально-политическое значение, поскольку сама Партия социалистов не раз апеллировала к Венецианской комиссии в деле разрешения спорных конституционных вопросов. 24 апреля с резким осуждением действий молдавских депутатов выступили руководители ЕС, с которым Молдова имеет Соглашение об ассоциации. Жозеп Боррель и Шарль Мишель оценили эти действия как попытку подорвать верховенство закона.
Вечером в понедельник в конфликт включилась Мария Захарова. Она обвинила западных политиков во вмешательстве во внутренние дела Молдовы, упрекнув их в неуважении к действиям законодателей Молдовы и избирательности в оценках. После этого в новую политическую атаку пошел Игорь Додон. Во вторник он заявил, что в ходе предстоящей ожесточенной борьбы на досрочных парламентских выборах «Запад делает ставку на свои марионеточные политические силы: партии Майи Санду, Ренато Усатого и унионистов». По словам Додона, «победа коллективного Запада на досрочных парламентских выборах может привести к краху молдавского государства». Таким образом, уже ясно, что предвыборную кампанию Додон будет вести с акцентом на геополитический контекст и с опорой на антизападные страшилки. Такое решение вполне может оказаться контрпродуктивным.
Александр Ивахник