Судьбы КБ
Канал "Земля-Воздух"
обратил внимание на нашу ремарку про возможный переезд КБ ПАО "Туполев" ближе к основному заводу в Казань. И описал, что уже наблюдается в других фирмах ОАК.
Коллеги, описанные Вами ужасы про "МиГ", "Ил" и "ГСС"
пока что сильно преувеличены.
"МиГ" освобождает территорию завода "Знамя Труда" около "Динамо", но этой истории уже второй десяток лет и оттуда переезжать уже практически некому. Сейчас там уже фактически хозяйничает "Ростех".
"Инженерный центр" РСК "МиГ" замер в ожидании слияния с "Сухим", но фраза
переезжая в "Сухой" ещё слишком громкая. Пока переезжает (а точнее ездит и туда и сюда) только топ-менеджмент "МиГа". Простые оставшиеся конструктора ждут своей участи, слово "сокращения" ещё не официализировано, но и ничего о том, как они будут "переезжать в "Сухой", им ещё не говорили.
"Ил" перманентно то пытается набрать людей для реализации кучи проектов, то сокращается, когда выясняется, что куча набранных людей не позволяет сразу в разы сократить сроки и повысить качество проектирования. Но из ближайшего бизнес-центра оставшиеся возвращаются на историческую территорию КБ, даже приехавшие из Таганрога.
"ГСС" переехали в бизнес-центр около "Автозаводской" ещё до превращения в филиал "Региональные самолёты" корпорации "Иркут". Конструкторов всех не выгоняли (хотя без "оптимизации" не обошлось). А если вспомогательные службы страдают от того, что они остаются не у дел, то вряд ли их сильно жалеют остальные работники. Как показывает опыт "оптимизаций" в нашей промышленности, чаще всего под "каток" попадают основные работники, а службы, чья деятельность часто не видна ни снаружи ни изнутри, почти не страдают.
Но ещё раз обратим внимание - всё, написанное выше, имеет приписку
"пока что".
Вопрос "приведёт ли такое сокращение издержек к развитию отрасли авиастроения?" риторический (не требующий ответа, или, проще говоря, глупый).
Время покажет, что при планировании сокращений издержек заложили западный опыт. Но у нас он не работает!
Во-первых, население маломобильно, многие живут в одном и том же городе всю жизнь.
Во-вторых, наша страна развита неравномерно, и если переезд из Воронежа в Москву кажется успехом, то из Москвы в Воронеж - эдаким "дауншифтингом", к которому не все готовы. Особенно, если это будет обозначать автоматическое снижение зарплаты раза в 2-3. При таких же ценах в магазинах.
В-третьих, подходы и уровень нашего высшего образования отличается от западного.
У них готовят узкоспециализированного инженера, который сразу готов делать свою конкретную работу. При этом по пути он часто работает в ВУЗе на том же оборудовании, что и у авиапроизводителя, и часто - по его же заказу.
У нас готовят специалистов широчайшего профиля, но практически не готового сразу на работе что-то взять и сделать. Ему надо сказать фразу "забудь, чему тебя учили в институте" и научить заново. Но для этого нужен наставник, который знает что и как делать и должен быть проект, где можно под присмотром опытного конструктора научиться.
Преподавателей-практиков в ВУЗах при этом мало, а иногда бывает, что уважаемый дедушка проектировал ещё в Советском Союзе и до сих пор учит только, например, стапельной сборке. Но её уже никто не использует в современном авиастроении!
И вот придёт такой выпускник в оптимизированное КБ. И будет гордиться почти вековой историей фирмы. И чертежей в шкафах будет много
(не будет, при переезде всё выкинут). И научить его будет некому. Ему даже денег пообещают много, но вот получится ли у него с первого раза... И останется ли он переделывать то, что в спешке не получилось с первого раза, и даже со второго? А ведь за одного битого двух не битых дают! Но никому не нравится быть битым...
Вот такие ужасы у нас вырисовываются. 😒
Хотя в начале поста
@AviaComments и хотели быть оптимистами. 🤷♂️
P.S. Это мы ещё не вспомнили о переезде ЛИИ в Луховицы 🥺