Деньги в государстве не успевают тратить, а Минфин продолжает залезать в долги.
Банк России по согласованию с Минфином повысил в десять раз лимит по операциям месячного репо, в рамках которых банки могут получать кредиты по ключевой процентной ставке.
Центробанк заявил, что сегодня кредитным организациям будет предложено таких займов на триллион рублей, а еще 400 миллиардов можно будет одолжить на год.
Смысл этих операций выходит далеко за рамки рутинной поддержки ликвидности банковского сектора.
Таким образом ЦБ намерен поддержать устойчивость федерального бюджета, чей дефицит прогнозируется к концу года в размере 4,5 триллионов рублей или около 4 процентов ВВП.
Поскольку в соответствии с законодательством регулятор не может напрямую одолжить денег государству, финансирование бюджета идет по кривой схеме.
Банки из первой двадцатки, наиболее приближенные к государству, покупают казначейские обязательства Минфина с гарантированной доходностью от 5,15 до 7 %, а затем под залог этих ценных бумаг получают кредиты в ЦБ под 4,5 % годовых.
Полученные таким образом триллион четыреста миллиардов рублей, судя по публичным пояснениям министра финансов Силуанова, пойдут на обслуживание ранее взятых займов на внутреннем и внешнем рынках ( около триллиона рублей) и на погашение дыры в бюджете Пенсионного фонда (400 миллиардов рублей).
Абсурдность этой из года в год повторяющейся ситуации в том, что Минфин занимает деньги в то время, как экономика не может переварить ранее выделенные из бюджета инвестиции.
Свежий пример: кассовое исполнение федерального бюджета по национальным проектам за девять месяцев составило 55 %. Из 2.2 триллионов рублей до исполнителей доведено 1,2 триллиона, преимущественно в виде прямых субсидий субъектам федерации и госкорпорациям.
Триллион рублей остались в казначействе, и вряд ли стоит ожидать, что до конца года они будут израсходованы.
Еще 2,099 триллиона рублей (на 1 октября 2020) омертвлены в так называемых остатках средств федерального бюджета.
Это деньги, которые в силу провалов в планировании и несбалансированности финансовых и товарных потоков не смогли реализовать бюджетные и частные структуры, выполняя государственные задания.
За то время, что Силуанов руководит Минфином, этот показатель увеличился с 60 миллиардов в 2015 году до 2-2,2 триллионов рублей в 2019 -2020 году.
С той же динамикой, что росли заимствования на внутреннем и внешнем рынках.
Катастрофический парадокс для экономики состоит в том, что невозможно просто взять и перебросить не востребованные бюджетные средства с одного направления на другое, где образуется острая нехватка ресурсов.
Этот логичный шаг не позволяет сделать финансовое законодательство и международные обязательства России, которые были сконструированы по лекалам и с помощью советников МВФ и Всемирного банка в 90-х годах. Лишь в прошлом году был принят закон, согласно которому можно расходовать остатки средств госбюджета, но исключительно на нацпроекты. Но судя по тому, что величина остатков фактически не меняется, этот механизм не работает.
Однако у такой ситуации есть и бенефициары.Те самые банки, которые участвуют в перекладке денег «из одного кармана в другой через третий». В данном конкретном случае их безрисковая прибыль на разнице в процентах составит от 14 до 35 миллиардов рублей, что называется, на ровном месте.
В итоге банковский сектор,увеличивший за год к кризисному июлю 2020 года прибыль на 60 миллиардов рублей, будет продолжать процветать на фоне падающей экономики.