Период с 2018 по 2027 г. в России объявлен Десятилетием детства.
В нашей стране у многих детство оказалось трудным. Весь XX век – это сплошные революции и войны, репрессии, голод, бедность с редкими перерывами на спокойную жизнь. А дети по понятным причинам гораздо более чуткие к этому, чем взрослые, и испорченное детство одного поколения неизбежно отражалось на будущем.
Если в царские времена институт семьи был очень важен, и супруги заводили по несколько детей, а браки были долговечны, то большевики перевернули все вверх дном, и даже многие, казалось бы, благие инициативы обернулись проблемами. Например, значительное расширение прав женщин не только привело к тому, что браки стали заключаться значительно реже, но и те редкие из них, которые все же совершались, не часто оказывались счастливыми, потому что происходили по расчету. Дочери купцов и дворян – некогда представителей высших сословий – выходили замуж за простых матросов, рабочих, чтобы отвести от себя вполне осязаемые угрозы со стороны новой власти. И какие дети рождались от таких браков? Жена мужа ненавидит, нередко мужья попадали в тюрьму, распад таких браков был практически неминуем. А с учетом прочих проблем государства на заре советской власти страна получили целые поколения, на чью долю пришлось огромное количество горя, страданий, проблем.
Сегодня тоже много трудностей, связанных с воспитанием подрастающего поколения. Мы часто забываем, что дети – это будущие взрослые. На одном из последних Госсоветов обсуждалась как раз эта тема. Участников завалили брошюрами, отчетами, пригласили лучших учителей страны. Но не было тех, кому это собрание было посвящено – самих детей. Никто не поинтересовался, как бы вы хотели учиться, что вам интересно. То есть такая оторванность от реальности.
А ведь современным детям совсем нелегко. Начиная с того, что с утра до вечера по телевидению показывают сплошной криминал, скандалы и семейные разборки и заканчивая наследием распада СССР – старые идеалы пали, а новые так и не появились. В чем это выражается? Например, несколько лет назад осудили Сергея Удальцова. Он организовывал многие «оранжевые» митинги, призывал к революции, сотрудничал с иностранными врагами России и т.д. Но в Москве до сих пор есть улица имени его дедушки, большевика-революционера Ивана Удальцова, который занимался тем же самым только 100 лет назад. Как это объяснить ребенку или подростку? Старшему за революцию памятники и его именем названа улица, а младшему за то же самое – тюрьма. И таких примеров множество. Есть станция метро «Войковская». Едет мальчик с мамой и спрашивает: а что это значит? И как матери ему ответить? Это убийца царя, террорист. Получается, за такую деятельность у нас памятники ставят. Такой вывод должен сделать ребенок?
Есть и проблемы образования. Детям скучно в школе, когда их учительница по каким-то причинам не выходит – у них радость в классе. А должна быть грусть. И дети не виноваты, что им не интересно, и они этого не скрывают. Виноваты те, кто это не замечают или не хотят замечать.
В России почти полмиллиона несовершеннолетних сирот, несколько десятков тысяч из них живут в приютах. А детские дома должны опустеть. Сиротство и соответствующая среда негативно влияют на формирование личности. Среди сирот выше преступность, сильнее суицидальные настроения, им сложнее поступить в вуз, устроиться на работе. Мы что не можем по семьям 50 тысяч детей распределить? Давайте поможем тем, кто хотел бы взять ребенка, но боятся не справиться материально.
Впрочем, и у детей из относительно благополучных семей часто не все гладко. Почти половина выпускников вузов в итоге не работает по профессии. И дело не только в том, что у нас во многих учебных заведениях дают неактуальные знания, готовят специалистов, которые заведомо не будут востребованы, но и в том, что детей никто не готовит к выбору будущей профессии. В школах нет профориентации, нет развивающих кружков, нет крупных школьных объединений, которые помогали бы сориентироваться с выбором специальности. Годами советской власти отбито и желание заниматься предпринимательством: тепер