Нас загоняют в цифровую бедность
(Евгений Фатеев специально для газеты
ВЗГЛЯД)
Все говорят о цифровом детоксе – отдыхе, очищении от гаджетов и интернета, но что-то массовым это явление никак не становится. И вряд ли в ближайшее время станет – мы уже слишком зависимы от этих прямоугольных штук.
Цифровизация сегодня действительно становится тотальной, и должны появляться группы «не таких, как все», молодых и жаждущих отличаться, которым будет не круто дышать одним цифровым воздухом со старушками и дедульками. Которые во все времена «ничего не понимают». Должны быть те, кто пожелает отстроиться от всевозможных «всех», быть частью которых как-то неинтересно. Но нет. Пока волн цифрового детокса что-то не наблюдается. Скорее, наоборот. Погружение в цифру только усугубляется и набирает обороты.
Цифровая среда содержит в себе множество полезного, в нее можно заныривать по мере необходимости, оставаясь, однако, преимущественно в офлайне. Но происходит обратное. Сегодняшний человек, скорее, уже больше пребывает в цифровой среде, лишь иногда выныривая в оффлайн. Правда-правда, попробуйте проанализировать свой вчерашний день, например. Все больше и больше людей почти постоянно пребывают «в музыке» или «в подкастах». Прямоугольная штуковина постоянно сигнализирует о приходе сообщений в различные мессенджеры, смс, новых статусов в социальных сетях и обновлениях во всевозможных приложениях. Более того, цифровое существование человека уже обретает дисциплинарное качество, которое будет подкрепляться весьма чувствительными санкциями. Попробуйте, например, завести без смартфона банковскую карту.
Пожалуй, самое интересное из происходящего сейчас – это стремительная замена старой «возможности обладания» на «обладание возможностью». Вроде бы, всего лишь перестановка слов, но за ней стоят совершенно глубинные, фундаментальные перемены. Чтобы понять разницу, достаточно сравнить обладание фильмом на каком-либо материальном носителе (DVD, CD, VHS) и обладанием возможностью доступа к стриминговой платформе, на которой, вроде бы, много всего есть, но при условии постоянной актуализации права доступа. А теперь давайте представим себе ситуацию форс-мажора. Какой-то глобальной, большой беды. А коронавирус продемонстрировал вероятность таких форс-мажоров. Ничто в сегодняшнем мире ненадежно. А вдруг что-то случится с интернетом? А вдруг что-то случится в сфере геополитики и кто-то что-то перекроет? А вдруг у кого-то случится личный форс-мажор, и человек лишится денег на покупку права доступа? И все! Дело не в возможности посмотреть фильм, дело, по сути, в отключении от человечества.
Мне очень не хотелось бы показаться ретроградом. Боже упаси! Я вижу много хорошего в цифре, но я хотел бы иметь право и на цифровой детокс, на оффлайновое существование, инфраструктура для которого сейчас начнет активно сноситься.
Надежду на такую возможность дает тот факт, что многие по-настоящему богатые люди как раз не пользуются смартфонами, строго ограничивают такую возможность для своих детей, которые могут позволить себе роскошь настоящего, рукотворного и довольно консервативного, а не цифрового, образования. Так часто бывает. Сначала родившееся, как роскошное, нечто начинает опускаться по социальной лестнице вниз. Надеюсь, мы к тому времени еще будем в себе, и нас не поразит коллективный, социальный Альцгеймер. Надеюсь, мы дождемся. И увидим, как это бывает – жить в чистом, трушном, настоящем офлайне.