Почему Константинопольский патриарх молчит о Святой Софии
(Сергей Худиев специально для газеты
ВЗГЛЯД)
Президент Турции Реджеп Эрдоган передал на рассмотрение Госсовета страны вопрос о превращении самого знаменитого здания Стамбула – Собора святой Софии – из светского музея, которым он является сейчас, в мечеть.
Реакция на это Константинопольского Патриарха – вернее, ее поразительное отсутствие – говорит о многом, в частности, о том, насколько основательны притязания Константинополя на владычество в православном мире.
У греков – и, шире, православных – это вызывает понятный протест. Элладская православная церковь призывает правительство Турции «проявить благоразумие». Русская Православная Церковь также высказала неодобрение
Даже Госдеп дал понять, что ему, скорее, не нравится вся затея.
Чьего голоса мы не услышали (пока, по крайне мере) – так это того, кто должен был бы высказаться в первую очередь, Патриарха Константинопольского Варфоломея.
Это молчание выглядит особенно удивительно на фоне бурной деятельности, которую он недавно развил на Украине, по своему личному произволу и с грубым нарушением церковных правил (канонов) создав, по просьбе тогдашнего президента Порошенко, «Православную Церковь Украины» на базе двух раскольнических групп, и объявив «митрополитом Киевским» человека, который даже не был должным образом рукоположен в епископы.
Это молчание Константинопольского патриарха демонстрирует (еще раз) неосновательность его претензий на управление православным миром. Если он не может отстаивать интересы Церкви в этом случае – как он будет делать это в других?
Солидарность патриархов различных поместных церквей, которые находятся в разных странах и имеют различные возможности, могла бы помочь Церкви в подобных ситуациях – но Константинополь не захотел солидарности, он захотел власти.
А теперь оказывается, что его собственных возможностей не хватает даже на то, чтобы вслух высказаться против повторного превращения величайшего храма Константинополя в мечеть. Это печально – но, увы, ожидаемо.