Верующим на карантине еще сложнее
(Святослав Шевченко специально для газеты
ВЗГЛЯД)
У верующих людей на какофонию фейков и версий о коронавирусе накладываются еще и апокалиптические настроения, которые вшиты в вероучительную доктрину о неизбежности конца мира. В 24 главе Евангелия от Матфея описываются предупреждения Христа о признаках приближения последних времен, в числе которых моры, то есть эпидемии. Говорится о них и в самой загадочной книге Библии – Откровении Иоанна Богослова, которая более известна как Апокалипсис. Уже не говорю про молитву «Отче наш», в которой христиане просят Бога приблизить конец света, произнося «Да придет Царство Твое».
И представьте теперь на фоне сегодняшней шумихи ощущения православного человека, который начинает думать: «а не то ли это самое?». Естественно, реакция верующих выражается в усилении молитвы, поста, в учащении походов в храм, участии в таинствах. Причем, таинства являются для воцерковленного человека жизненно необходимыми, как поход в поликлинику или обращение в больницу. Для нас это мероприятия безотлагательного действия, как прием прописанных лекарств.
Наблюдая за богослужением по телевизору или в трансляции на YouTube, ты не сможешь, например, исповедоваться и причаститься. Поэтому любые ограничения в этой сфере христианами воспринимается крайне болезненно.
Например, в нашем богородичном храме Всех скорбящих Радость Благовещенска, где я служу, отдельные прихожане восприняли в штыки меры санитарной безопасности, которые ввел настоятель на приходе. Особо людей возмутило, что им не благословили целовать Чашу после таинства Причастия, к чему они так привыкли. И стоило больших усилий убедить людей, что это не отступление от веры, а все делается ради их же здоровья.
В целом, православные спокойно восприняли предпринятые меры, хотя и с болью в сердце. Поскольку верующие, оставшиеся без церковных таинств, с одной стороны, прекрасно осознают опасность бушующей пандемии, особенно для пожилых людей, с другой – очень надеются, что эта мера скоро будет смягчена. Ведь впереди Благовещение и Пасха.
И хочется, чтобы наши чувства понимали все окружающие, и не судили нас строго. Тем более, мы, верующие, живем в парадигме, выраженной пословицей: на Бога надейся, а сам не плошай.