Что заставило руководство Туркмении решиться на смену власти?
(Камран Гасанов специально для газеты
ВЗГЛЯД)
В Средней Азии продолжается политическая трансформация. Нынешний президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов объявил в стране досрочные президентские выборы. Они пройдут 12 марта. Баллотироваться на них он не будет. Вместо себя туркменский президент
выдвигает сына Сердара.
Это вызвано, очевидно, желанием обеспечить стабильность своего режима. Оставаться у власти бесконечно – опасно: можно повторить судьбу других пересидевших властителей, таких как Мубарак, Каддафи и бен Али. Объявлять честные и свободные выборы, рискуя получить во главе государства «не своего человека» – опасно для здоровья или как минимум свободы. Передавать же власть «чужому», пусть и человеку из системы, тоже рискованно.
Учитывая степень закрытости Туркменистана – интернет ограничен, а выезжать за рубеж молодым людям запрещено, полное отсутствие даже формальной оппозиции, уровень коррупции, – победить на выборах 12 марта Сердару труда не составит.
Судя по инсайдам в СМИ, большой харизмой и управленческими качествами сын «аркадага» не отличается. Да и политикой он увлекается постольку-поскольку, предпочитая бизнес. Следовательно, в методах управления сложно ожидать от него большей эффективности и тем более демократичности, чем от действующего лидера, чьи памятники украшают улицы всех городов страны, а книги заставляют учить каждого школьника.
Между тем, стране нужны перемены, и эти перемены зачастую люди ассоциируют с новыми лицами в руководстве. Однако смены фигуры в президентском дворце явно недостаточно. Туркменистану нужны реформы, которые уже успешно реализуются в соседних Узбекистане и Казахстане. Либо Ахшабаду пора задуматься об отказе от нейтрального статуса и вступить в ОДКБ. Россия в Казахстане
показала, что на нее можно положиться.